Президент решил развивать экспорт зерна


Президент Дмитрий Медведев поручил правительству до конца года разработать программу развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, сообщила пресс-служба президента. До 25 ноября правительство обязано «проработать вопрос» субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным для модернизации или строительства новых элеваторов. До 31 декабря – представить саму программу, в которой особое внимание уделить созданию условий для дальнейшего увеличения экспорта зерна за счет расширения экспортной инфраструктуры, включая строительство портовых элеваторов в Южном и Дальневосточном федеральных округах.

На прошлой неделе на совещании в Орловской области Медведев сообщил, что в России необходимо построить 300 современных элеваторов, инвестиции в которые оцениваются в $1,5–2 млрд. По оценке президента Зернового союза Аркадия Злочевского, сейчас в России около 1000 предприятий по хранению зерна, рассчитанных на единовременное хранение 95 млн т. Из них элеваторного типа – на 64 млн т, но гарантировать сохранность зерна и его качество могут не более 25% действующих элеваторов. На то, чтобы просто привести элеваторы в порядок, необходимо до 500 млн руб. Строительство нового элеватора оценивается из расчета $200 за тонну хранения, т. е. элеватор мощностью в 50 000 т обойдется в $10 млн.

Нехватка портов – действительно сдерживающий экспорт фактор, согласен заместитель гендиректора Международной зерновой компании (МЗК) Николай Демьянов: из-за дефицита глубоководных портовых мощностей в России сейчас самые высокие тарифы на перевалку экспортного зерна. «У нас перевалка тонны зерна стоит $25, на соседней Украине $13–16, в Европе – $7. Более того, кабинет министров Украины сейчас намерен снизить стоимость тарифов на перевалку на 20–50%, чтобы украинское зерно стало более конкурентоспособным на мировом рынке», – говорит Демьянов.

По оценке МЗК, через глубоководные российские порты можно отгружать на экспорт не более 11 млн т в год, а экспортный потенциал только Южного региона – 15 млн т. Поэтому на юге необходим хотя бы еще один портовый элеватор на «глубокой воде», считает Демьянов. По оценке представителя еще одной компании – экспортера зерна, стоимость такого элеватора может составлять $100–200 млн (в зависимости от сложности проекта). Злочевский согласен с этой оценкой.

Проект по строительству портового элеватора на Дальнем Востоке более спорный. Экспортеры зерна считают, что сегодня он не имеет экономического смысла. «В Сибири при хорошем урожае экспортный потенциал составляет 1–2 млн т зерна в год. Но затраты на доставку и перевалку его в портах во Владивостоке или Новороссийске будут сопоставимы с себестоимостью зерна», – считает представитель одной из компаний. Злочевский, напротив, уверен, что у дальневосточного проекта большое будущее. Япония – крупнейший потребитель зерна в мире: в год она покупает 17 млн т кукурузы и 6 млн т пшеницы, говорит он. Если возродить земледелие в Приамурье и выстроить экспортную инфраструктуру, то Россия сможет побороться за японский рынок с США, уверен Злочевский. Кроме Японии потенциальными рынками сбыта российского зерна он называет Малайзию, Индонезию, Вьетнам и Таиланд. Все эти страны не имеют мощностей по хранению зерна и предпочитают ритмичные гарантированные поставки, предлагая за зерно более высокие, чем в других странах, цены, продолжает президент Зернового союза.