Статья опубликована в № 2487 от 17.11.2009 под заголовком: Задний ход

Повышение ставки транспортного налога будет отменено

Депутаты и члены Совета Федерации от «Единой России» решили отменить экономически бесполезное и социально опасное удвоение транспортного налога

Одобренное Госдумой в прошлую пятницу удвоение базовой ставки транспортного налога с 2010 г. прожило только три дня. Вчера вечером председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что необходимо вернуться к прежней базовой ставке транспортного налога, оставив право ее изменения за регионами. То есть разрешить регионам повышать ее впятеро или понижать в 10 раз.

По словам Грызлова, он предложил единороссам – членам Совета Федерации проголосовать за возвращение законопроекта в Госдуму для доработки.

В Совете Федерации согласны с этим, подтвердил «Ведомостям» председатель бюджетного комитета верхней палаты Евгений Бушмин, вся процедура будет проведена в кратчайшие сроки. Завтра с утра состоится пленарное заседание, а во второй половине дня уже будет создана согласительная комиссия с депутатами, в пятницу Госдума проголосует за новый вариант, а 25 ноября чрезвычайное пленарное заседание Совета Федерации одобрит его. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков (поправки в Думу вносило правительство) сказал «Ведомостям», что не в курсе партийных дел.

Сомнения в необходимости повышать ставку налога были уже вчера. Сама по себе базовая ставка мало что значит, итоговой размер налога утверждает законодательное собрание региона. Чиновники сразу нескольких регионов со ставками, близкими к максимальным (в том числе Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области), заявили, что повышать налог не намерены. У большинства регионов ставки существенно недотягивают до текущего максимума, говорит единоросс – член Совета Федерации: «Им хватит и текущего порога, не будут же они повышать ставки сразу в несколько раз».

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов назвал поправки мощным ударом по сотням тысяч семей, для которых автомобиль – единственный кормилец, и предпосылкой для разгона инфляции из-за удорожания перевозок (цитата по ИТАР-ТАСС). До выступления Грызлова Миронов заявил, что будет рекомендовать провести голосование по поправкам в Совете Федерации с увеличением ставок 27 ноября, что могло технически сорвать их принятие.

Чтобы войти в действие с нового года, поправки должны быть подписаны президентом и опубликованы в «Российской газете» до 1 декабря, объясняет чиновник ведомства, участвующего в их подготовке.

Решение Грызлова не было его инициативой, говорит сенатор: Кремль не устраивает шумиха, возникшая вокруг закона. Сам закон – спорный юридически, а поспособствует ли он пополнению региональных бюджетов – неизвестно, объясняет он. Источник, близкий к администрации президента, подтвердил его слова.

Поправки может противоречить Конституции, считает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: «Конституционный суд не раз указывал, что установление налога требует определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность платить налоги и сборы». Иначе нарушается конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, объясняет он: человек покупает машину осенью, а уже зимой налог на нее может вырасти вдвое.

Необходим переходный период минимум в год, согласна зампред Конституционного суда в отставке Татьяна Морщакова, в Европе отсрочка вступления в силу закона может достигать восьми лет. Она считает, что шансы оспорить столь быстрое удвоение ставок в Конституционном суде есть. Оспорить повышение ставок в Конституционном суде не получится, считает член совета по кодификации при президенте Константин Скловский, но экономически отсутствие переходного периода не выдерживает никакой критики.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать