Как вами правят — не вам решать

Была такая шутка ко дню 8 марта: давайте решение всех главных вопросов (например - когда конец света, есть ли жизнь на Марсе, из каких футболистов составить символическую сборную мира и т.п.) оставим мужчинам, а женщины пусть решают второстепенные: какую купить и как обставить квартиру, в какой вуз поступать детям, где проводить отпуск.

Нечто подобное происходит во взаимоотношениях Кремля и граждан. Нам предлагают активно дискутировать и обсуждать будущее страны, решать, как подтолкнуть Россию вперед (ибо если не толкать - она все время пятится назад). Более того наши рецепты даже упоминались в послании президента парламенту. Но что именно учитывается и по сути подлежит дискуссии? Пора ли вводить энергосберегающие лампочки. Стоит ли переходить с зимнего времени на летнее и наоборот. На сколько часовых поясов разрезать страну. Проводить ли выборы в регионах и на местах исключительно по партспискам или оставить смешанную систему. Принципиальнейшие вопросы.

То, что реально заботит власть, то что прямо влияет на государственное устройство или экономическую политику, решается тихо, за закрытыми дверями, а готовые решения сваливаются как снег на голову. Самым ярким из таких случаев стало новое право президента вводить в войска, не прося всякий раз разрешения у парламента. Ничего подобного не обсуждалось не только с гражданами, но даже с общественниками, депутатами, лидерами политических партий. Более того, в обновленном законе об обороне есть статья прямо противоположная по смыслу (и прямо вытекающая из Конституции): одной из четырех функций Совета Федерации является санкционирование военных действий российской армии за рубежом. Но без всякого обсуждения, как говорится, без объявления войны, одним постановлением Совфеда, простым большинством голосов вводится иное правило: Совфед раз и навсегда, нынешнему и всем последующим президентам дает право вводить войска по любому поводу на любой срок, куда угодно - не испрашивая разрешения у парламента и даже не ставя его в известность. Маленькая конституционная реформа без лишнего шума и пресловутой общественной дискуссии. Медведев попросил - Совфед разрешил.

Нечто подобное произошло и год назад. Тоже без всяких споров и препираний (парламент ведь не место для дискуссий, а другого так и не нашлось) президент решил увеличить срок полномочий президента (скорее всего - своих собственных после 2012 г.) в полтора раза. Во столько же - и возможный срок полномочий премьера, всего кабинета министров. А чтобы депутатам не было обидно, год добавили и им. Вы слышали, чтобы хотя бы за день до этого объявления кто-то такую идею обсуждал - хотя бы в самом узком кругу? Я - нет, не слышал. Обсудили, как потом транслировали источники (характерное словцо для отечественной системы принятия и обнародования решений), двое: Путин и Медведев. Один преложил, другой огласил.

Сколько они нами будут править - не нам решать. Не нашего ума дело.

Точно также не нами было решено, что мэра Москвы мы больше не выбираем (по моим наблюдениям, до сих пор не все москвичи в курсе, что они утратили такое право). Теперь неизбираемые губернаторы идут дальше - удлиняют вслед за высшими лицами полномочия себе любимым и любимым карманным думам.

Возможно, не такая крупная, но тоже весьма характерная дискуссия идет сейчас - по закону о торговле. Каждый из нас ежедневно ходит в магазин, выбирает товар, смотрит на ценник. Как все это хозяйство должо быть устроено - у нас тоже не спрашивают (наверное, не поймем). Но ладно у нас - не спрашивают и у депутатов. Основные оппоненты - Белый дом и Кремль. На первые заседания дискуссионной группы чиновников еще приглашались избранные думцы и даже представители бизнеса, но потом их попросили не беспокоиться. Депутаты сидят и ждут, когда с неба свалится системообразующий закон. Вчера вроде бы свалился. Но сегодня могут и переиграть, а завтра велят завернуть текст сенаторам, которые будут счастливы напомнить о своем существовании.

Понятно, что власти были и остаются весьма невысокого мнения о народе и его избранниках. Но тогда не надо лицемерить и приглашать нас к каким-то там дискуссиям. Если нам разрешено спорить только о лампочках и часах, не стоит делать вид, что между нами и вами есть какая-то обратная связь. Не надо имитировать демократизацию, если власть к ней на самом деле не готова.