Госдума приняла закон о торговле

Часть поправок, внесенных администрацией президента, учтена.
С.Николаев

Госдума РФ в среду приняла во втором чтении закон о торговле - один из самых скандальных документов, который впервые предусматривает рамочное регулирование торговой отрасли в стране.

В принятой версии сохранились поправки, отвоеванные администрацией президента РФ в спорах с Белым домом. В частности, ей удалось добиться переноса срока вступления закона в силу на месяц, до 1 февраля 2010 г. с 1 января, и дать компаниям 180 дней на приведение договоров поставки в соответствие новым требованиям. По требованию Кремля из закона исчезло требование для компаний публиковать в интернете существенные условия договоров поставок и было уточнено понятие торговой сети. В прежних версиях сетью назывались любые два магазина, в акциях которых присутствует один собственник, даже на один процент, в новой версии сетью признается совокупность двух и более объектов, находящихся под общим управлением или общим коммерческим названием. Правовое управление Кремля также убрало из закона требование к ритейлерам рассчитываться в течение 10 дней с поставщиками замороженной говядины, свинины и мяса курицы.

В принятой редакции закон устанавливает предельные сроки расчета ритейлеров с поставщиками - от 10 до 45 календарных дней - без указания конкретных товаров, ссылаясь только на срок их годности. Закон запрещает ритейлерам открывать новые магазины в субъектах федерации, Москве и Санкт-Петербурге, городских округах и муниципальных районах, если доля этих компаний в розничном обороте продовольственных товаров превышает 25%. Ограничение действует с 1 февраля для компаний, чей порог превышает допустимые 25% в субъектах федерации, а с 1 июля 2010 г. - в муниципальных районах и городских округах. Это антимонопольное ограничение, впрочем, не распространяется на магазины кооперативной торговли.

Документ запрещает ритейлерам включать в договор поставок любые вознаграждения от поставщиков кроме одной объемной скидки в размере максимум 10% от закупочной цены товара. Закон в целом предоставляет право российскому правительству устанавливать государственное регулирование цен и наценок на отдельные товары. При этом если в течение 30 календарных дней рост цен на отдельные виды социально значимых товаров превысит 30 процентов, правительство может устанавливать на них предельно допустимые цены на срок до 90 календарных дней. Документ обязывает власти российских регионов вести торговые реестры компаний, осуществляющих розничную торговлю, и вменяет в обязанность правительства разработать методику расчета объема продаж продовольственных товаров в регионах, муниципальных округах и районах и методику определения в этом объеме долей ритейлеров.