Политика
Бесплатный
Анастасия Корня|Алексей Никольский
Статья опубликована в № 2557 от 05.03.2010 под заголовком: Ущерб от оборонзаказа

Минобороны злоупотребляет госзаказом

В прошлом году при госзакупках в сфере оборонзаказа государству был нанесен ущерб в 1 млрд руб., установила Главная военная прокуратура

Как заявил вчера на коллегии Генпрокуратуры главный военный прокурор Сергей Фридинский, военная прокуратура вместе с Главным контрольным управлением президента провели проверку ценообразования на продукцию военного назначения, закупаемую силовыми ведомствами. Проверка показала большое количество злоупотреблений в этой сфере – ряд работ ведется безрезультатно десятилетиями, сроки бесконечно продлеваются, итоговая стоимость отличается от первоначальной в десятки раз, при этом закупается морально устаревшее и ненужное армии оружие. Вместе с коррупцией и «распилами» госзаказов ситуация выглядит еще печальнее, а закон не позволяет привлекать виновных к ответственности. Сама процедура госзакупок по закону 94-ФЗ, по словам Фридинского, стимулирует злоупотребления – участие в тендерах фирм-посредников, не имеющих производственной базы, профанацию конкурсов, когда в них фактически участвует один заказчик. В прошлом году проверки прокуратуры установили нанесение государству ущерба при закупках по гособоронзаказу на 1 млрд руб. По мнению Фридинского, ситуацию следует исправить путем изменений законодательства, которые сейчас готовятся и будут доложены генпрокурору.

Высокопоставленный источник в Минобороны полагает, что зря расходуется, возможно, не менее половины средств, выделяемых на закупки вооружений, а это только за этот год более 200 млрд руб. При этом многие вооружения, например беспилотные летательные аппараты, разрабатываются почти десять лет, однако не удовлетворяют требованиям военного ведомства. Одна из мер, которую сейчас проводит Минобороны для повышения эффективности гособоронзаказа, – укрупнение заказов: сейчас число госконтрактов уменьшено с 12 000 до 5000 и сократится в дальнейшем, говорит источник в Минобороны. По словам еще одного чиновника Минобороны, работающего в сфере гособоронзаказа, заявления генпрокурора при всей реальной тяжести положения не вскрывают фундаментальной причины провалов. Как ни совершенствуй закон 94-ФЗ, он работает в условиях рынка, а большая часть гособоронзаказа нерыночна – имеется один покупатель и один продавец в виде производителя, к примеру, определенной ракеты, говорит собеседник «Ведомостей». По его словам, причина провалов типа неудачных испытаний ракеты «Булава» – недофинансирование отрасли в течение 15 лет, фактически финансирование возобновилось местами лишь 3–4 года назад, а проявиться это может только через несколько лет. Коррупция в оборонке носит системный характер, возражает член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко, поэтому нужны и показательные судебные процессы над коррупционерами, и декларирование имущества директоров отрасли предприятий наравне с госслужащими, предлагает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать