Статья опубликована в № 2662 от 05.08.2010 под заголовком: Дорогу одиночкам

Чиновники обходят закон о госзакупках

За четыре года действия закона о госзакупках чиновники научились обходиться без торгов, закупая более половины продукции у единственного поставщика. В Минэкономразвития надеются, что ситуацию исправят электронные аукционы
С.Портер

Закон о госзакупках предусматривает 22 случая (ст. 55), когда заказ можно разместить у так называемого единственного поставщика, исполнителя или подрядчика. В I квартале 2010 г. чиновники всех уровней, используя эту статью закона, заключили контрактов с единственными поставщиками на 556 млрд руб., это 61% всех законтрактованных в январе – марте средств, следует из доклада Минэкономразвития правительству (копия есть в распоряжении «Ведомостей»).

Сотрудники Минэкономразвития разделили потраченные вне конкурентных процедур средства на две группы. Контракты на 267 млрд руб. заключены без проведения торгов, например с естественными монополиями или поставщиками оборонной продукции. А 289 млрд руб. планировалось потратить на торгах, но те не состоялись: либо была подана только одна заявка, либо все участники кроме одного были отсеяны чиновниками за несоблюдение условий тендера. Распределенные таким образом деньги почти сравнялись с суммой, законтрактованной с победителями состоявшихся торгов, – 297 млрд руб. Причем средняя сумма контракта, заключенного в результате несостоявшихся торгов (6,9 млн руб.), в полтора раза выше, чем на состоявшихся.

Эксперты Высшей школы экономики на основе данных Росстата подсчитали, что в 2006 г. (первый год действия закона о госзакупках) объем госзакупок на торгах втрое превышал госзаказ, размещенный у единственного поставщика, говорится в июньском номере журнала «Вопросы экономики». Но в 2008 г. эти показатели сравнялись, а за первые три квартала 2009 г. закупки у единственного поставщика обогнали конкурентные.

В этом году консолидированный госзаказ превысит 5 трлн руб. Если тренд I квартала сохранится, то более 3 трлн руб. будет размещено без конкуренции. Цифры по I кварталу примерно соответствуют данным за 2009 г., говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Анна Катамадзе: около 30% средств потрачено на закупку у единственного поставщика, примерно 20% распределено по несостоявшимся процедурам, еще до 10% пришлось на запросы котировок и закупку по счетам-фактурам.

По словам Катамадзе, ситуация с несостоявшимися торгами вызвана тем, что чиновники наработали схемы проведения «кабинетных» аукционов с отсеиванием неугодных поставщиков, а поставщики сговариваются и делят контракты, чтобы получить их по максимальной цене. Тенденция стала очевидной еще в 2008 г., поэтому министерство предложило перевести аукционы на электронные площадки (см. врез), говорит Катамадзе. На них соблюдается конфиденциальность поставщиков, а благодаря их количеству сложнее провести тендер, на который будет подана только одна нужная заявка, считает она.

Как следует из доклада Минэкономразвития, больше всего в I квартале согласовывали закупки у единственного поставщика или проведение закрытых торгов силовики: от Минобороны поступило 1096 запросов (22% всего объема), от ФСБ – 362. По словам чиновника Минобороны, контрактов с единственными поставщиками у Минобороны больше половины, причем по НИОКР – больше двух третей. В закупках военной техники монополизм оправдан, многие виды оружия производит один завод, продолжает собеседник «Ведомостей». Но бывает, что поставщик покупает такой статус и поставляет в армию недоброкачественную и сверхдорогую продукцию, замечает он, – такие скандалы были с поставкой сухих пайков. Закупки у единственного поставщика – вынужденная мера, говорит чиновник, занимающийся закупками в федеральном ведомстве: при проведении аукциона трудно проконтролировать качество поставки, а если отказаться от некачественной поставки, уйдет еще два месяца на проведение новых процедур.

Проблема в том, что процедура аукциона не подходит для закупки многих товаров, а заказчик хочет быть уверен в том, что ему поставят то, что надо, говорит гендиректор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов: нужно сместить акцент в законе с процедурных вопросов на нужды заказчика. Закон оставляет возможность закупки у единственного поставщика, в итоге многие этим пользуются, чтобы не остаться совсем без поставок, объясняет он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать