У Абхазии возник первый конфликт с Россией


Правительство Абхазии отвергло предложенную российским МИДом концепцию восстановления имущественных прав российских граждан, заявил вчера журналистам премьер-министр Абхазии Сергей Шамба. Концепция должна была защитить россиян, которые становятся жертвами незаконного отъема недвижимости в Абхазии: это те, кто хочет вернуться в оставленные во время войны квартиры и дома, кто уже после войны приобрел их через посредников (покупать могут только граждане Абхазии), и те, чье жилье во время даже недолгого отсутствия было признано бесхозным, что позволяют местные законы. Известен случай с российской гражданкой Галиной Дюкаревой: в 2000 г. она выехала на несколько дней в Краснодар, в это время ее квартиру заняли. Суд решил дело в ее пользу, но рассмотрение дела шло шесть лет.

О содержании концепции написала на прошлой неделе абхазская газета «Нужная»: в статье утверждалось, что в случае принятия документа тысячи грузинских беженцев, имеющих российское гражданство, смогли бы вернуться в Абхазию и потребовать возвращения своего имущества. Документ не учитывает абхазские реалии и моменты, которые могут нести угрозу для стабильности в республике, объяснил Шамба. Тем, кто воевал против абхазского народа в войне 1992–1993 гг., дорога в республику закрыта, заявил он абхазскому агентству «Апсныпресс».

Есть претензии и по оформлению документа: его «как будто подбросили под дверь», не было сопроводительного письма и регистрационных данных, рассказал министр иностранных дел Абхазии Максим Гвинджия. Из МИДа концепцию передали в администрацию президента Сергея Багапша, а там ее после просмотра отправили в архив, заявил Шамба.

Собеседник в российском МИДе сообщил, что правительству республики направлялись дипломатические ноты по этому вопросу. Абхазский адвокат Тамаз Кецба ранее говорил, что общее число исков россиян – менее 2000.

По словам абхазского премьера, сейчас каждый случай разбирает особая комиссия и правоохранительные органы, а в сентябре планируется создание российско-абхазской смешанной комиссии, которая будет рассматривать все вопросы, сообщил Шамба. Учреждение комиссии подтверждает и источник в российском МИДе.

Решить все дела не удастся, предупреждает Гвинджия. Многие заявили о своих правах на собственность только после признания Россией независимости Абхазии в 2008 г., а если говорить о притязаниях беженцев довоенного и военного периодов, то у многих не было никакой собственности (она была государственной), а вернуть то, чего не было, невозможно.