Алексей Кудрин обещает российской экономике рост в 7–8%

Через три года российская экономика должна выйти на темпы роста 7–8% в год, заявил министр финансов Алексей Кудрин. Но для этого надо создать условия. Экономисты советуют государству снижать инфляцию и избавляться от предприятий-зомби
Д. Гришкин

С 2013 г. рост экономики начнет ускоряться, завил Кудрин, выступая в Совете Федерации: «Наша цель – в следующие 3–4 года [после 2013 г.] выйти на 7–8% роста ВВП» (цитаты по «Интерфаксу»). Но есть условие – успеть за ближайшую трехлетку «подготовить, создать и усилить новые факторы роста экономики», сказал он.

Государство тянет на себе огромный балласт предприятий-зомби и продолжит это делать, сожалеет экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Для опоры на инвестиционный рост нужны эффективные предприятия, повышение их эффективности (как раз инвестиции в технологии и оборудование) требует оптимизации кадровых ресурсов, говорит он, а правительство на это не пойдет из-за опасения социального недовольства. Государство по социальным причинам оказалось связано необходимостью поддержки обреченных предприятий, отвлекающей ресурсы бюджета и также требующей косвенной помощи – слабого рубля, считает он: «Если нет денег на модернизацию, остается манипулировать макроэкономическими показателями, чтобы обеспечить выживаемость предприятий».

В 2000–2008 гг. экономика росла в среднем на 7% в год. Докризисные темпы почти наполовину обеспечивались внешними факторами – дорожающей нефтью и притоком капитала, сказал вчера на конференции «ВТБ капитала» замминистра экономики Андрей Клепач. Таких условий для роста больше нет: в ближайшие три года цена на нефть увеличиваться не будет, чистый приток капитала может быть всего $20–30 млрд, т. е. в 2–4 раза меньше пика 2006–2007 гг. В 2010–2013 гг., по прогнозу Минэкономразвития, темпы роста ВВП будут примерно в полтора раза ниже докризисных – 3,9–4,5%. Но и за такие темпы придется еще побороться, отметил Клепач. Более того, экономика может еще больше замедлиться: если цены на нефть и газ упадут, то рост ВВП снизится до 2%, говорит Клепач. Поэтому, по его словам, рост экономики теперь во многом будет определяться частными инвестициями, качеством расходования госсредств и скоростью модернизации экономики: «Потенциал для роста есть».

Для России темп роста в 5% – это тот минимум, который обеспечивает хоть какое-то развитие инфраструктуры, социального сектора, поддержку обороны, и выйти на этот уровень Россия может очень быстро, говорит экономист ЦМАКП Дмитрий Белоусов: «Бенчмарк – 5–6%». По расчетам ЦМАКП, в сценарии индустриальной модернизации рост ВВП в 2014–2015 гг. может выйти на темп 6,5–6,6%. Обеспечение инвестиционного роста надо искать в повышении производительности труда и энергоэффективности, говорит он: производительность должна расти на 5% в год, энергоэффективность – на 2–3%. Но 7–8% роста экономики все равно не получается никак, говорит Белоусов: «Непонятно, за счет чего темпы могут быть такими».

По прогнозу Минэкономразвития, производительность труда в ближайшие годы будет расти на 3–4,5%, энергоемкость экономики к 2015 г. должна сократиться на 7,4%, если заработает формируемая сейчас госпрограмма энергосбережения. Инвестиционная активность, ожидает ведомство, с 2011 г. начнет восстанавливаться, и за ближайшие три года норма накопления основного капитала вырастет с 20 до 23% ВВП. Это выше, чем до кризиса, но недостаточно, чтобы рост экономики мог смело опираться на инвестиционный ресурс, говорится в прогнозе ведомства. Государственные капвложения и вовсе будут стагнировать, а в реальном выражении даже сократятся.

Инфляция – главная угроза инвестиционному росту экономики, считает экс-министр финансов, председатель правления банка «ВТБ 24» Михаил Задорнов: «Если мы реально хотим <...> создать условия для инвестиций, то борьба с инфляцией должна быть поставлена в центр макроэкономической политики, к ней должны сводиться действия и правительства, и Центробанка». В кризис низкий спрос привел к резкому замедлению роста цен, но, к сожалению, эта «уникальная ситуация» не была использована, чтобы «додавить инфляцию», посетовал Задорнов: наоборот, инфляционные ожидания увеличиваются из-за роста тарифов и госрасходов.