Дмитрий Медведев не стал ужесточать порядок проведения митингов

Дмитрий Медведев признал законопроект, ужесточающий правила проведения митингов, неконституционным и отправил его на доработку
А. Махонин

Президент Дмитрий Медведев отклонил поправки в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях...», одобренные в октябре обеими палатами парламента. Их внесли в конце апреля единоросс Сергей Марков, эсер Михаил Емельянов и либерал-демократ Павел Тараканов. Последний сообщил «Ведомостям», что отозвал свою подпись под документом. Это же сделал и Емельянов, но вместо него подписался эсер Игорь Касьянов.

Депутаты предложили ограничить возможность устраивать автопробеги, обязав инициаторов заранее предупреждать власти об использовании в акциях протеста машин (с указанием их данных), а также запретить в течение года организовывать митинги гражданам, оштрафованным за нарушение порядка проведения акций. Таким образом депутаты расширили инициативу правительства, озабоченного блокированием транспортных магистралей.

Против положений, регулирующих проведение «массовых мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры и с использованием транспортных средств», Медведев ничего не имеет, сообщил официальный сайт Кремля. Но другие новеллы, объяснил в письме председателям двух палат парламента президент, «не в полной мере соотносятся» с положениями Конституции о праве на свободу собраний и свободу мнений, ограничение которых допускается лишь для обороны и обеспечения госбезопасности.

Отзыв администрации президента на законопроект содержал замечания, признает единоросс. По его словам, депутаты постарались исправить их ко второму чтению: так, годичный запрет в первом варианте существовал и для партий, а оставили только для граждан.

По словам члена бюро движения «Солидарность» Ильи Яшина, поправки действительно ограничили возможность проведения легальных митингов – на маршах несогласных задерживали по 100–150 человек, а костяк активистов движения составляет около 1000 человек. По мнению вице-спикера от ЛДПР Владимира Жириновского, закон толкали «некие ретивые чиновники, которым хочется, чтобы в стране была полная тишина – ни митингов, ни шествий». Чиновник администрации президента признает: депутаты внесли законопроект по заданию Кремля, а решение президента было принято довольно неожиданно и, скорее всего, связано с большим резонансом вокруг принятия закона. Кремль просто осознал, что эти поправки легко могут быть опротестованы в Конституционном суде, убежден Яшин.

Председатель профильного комитета Сергей Попов считает, что, раз президент обратил внимание на недопущение нормы о годичном запрете, надо ее просто убрать из закона. По мнению Маркова, рациональнее оставить возможность автоматического запрета проводить мероприятия для людей, неоднократно совершавших административные правонарушения.

Проблему нужно решать – несогласные неожиданно превратились в противоестественный союз интеллигенции и погромщиков, поэтому власть должна четко разделять законопослушных граждан, которые выходят на улицу, чтобы конструктивно покритиковать власть, как сторонники Людмилы Алексеевой, и тех, кто подает заявки только для того, чтобы устраивать беспорядки, считает близкий к администрации президента человек.