Минэкономразвития предлагает не забирать не потраченные на госзакупки деньги

Ведомствам нужно разрешить использовать не потраченные на госзаказ деньги в следующем году, а не заставлять возвращать их в бюджет, предложила министр экономики Эльвира Набиуллина. Это снизит ответственность чиновников и бюджетную дисциплину, возражает министр финансов Алексей Кудрин

Спор Кудрина и Набиуллиной, как сделать более эффективным расходование бюджетных средств на госзакупки, разгорелся вчера на заседании президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию. Закон о госзакупках не ругает только ленивый, сказал президент Дмитрий Медведев, открывая заседание: «По оценкам экспертов, до реформирования системы госзакупок об откатах в этой сфере, так называемых, говорили приблизительно треть предприятий, а через четыре года – уже практически половина» (цитаты по www.kremlin.ru).

Нужно отменить нормы об обязательном возврате в бюджет средств, не использованных госзаказчиком до конца года, предложила Набиуллина. По ее словам, из-за того что все бюджетные деньги должны быть потрачены за год, ведомства вынуждены принимать некачественные работы. Фактически речь идет о фиктивной приемке «под обещание доработать в следующем году», сказала Набиуллина.

Предложения Минэкономразвития вызвали протест у Кудрина. «По принципам бюджетной политики, я считаю, это неправильно, по техническому исполнению в условиях дефицитного бюджета это невозможно», – отрезал он. По прогнозу Кудрина, по итогам года министерства и ведомства в 2010 г. не потратят около 140 млрд руб. Если бы они могли использование этих средств перенести на следующий год, навес был бы еще больше – 300–500 млрд руб., полагает министр. Правильнее было бы качественно планировать и своевременно проводить тендеры и закупки, уверен он: иначе бюджет превратится не в финансовый документ, а в утверждение списка идей с зарезервированными под них средствами.

Планирование нужно улучшать, здесь противоречий с Минфином нет, говорит замминистра экономразвития Олег Фомичев. Но не всегда госзаказчик виноват в том, что не успел потратить бюджетные деньги, объясняет он: часто нужна, например, срочная разработка проекта. Объявляя конкурс по такому проекту заказчик заранее знает, что либо придется в спешке принимать некачественную работу, либо возвращать деньги в бюджет, рассказывает Фомичев. Минэкономразвития, по его словам, предлагает разработать механизм, когда финансирование отдельных проектов после их анализа можно будет переносить на следующий год. Такая система действует, например, во Франции.

Для расходов бюджета характерен ежегодный навес в конце года: в 2006–2009 гг. к ноябрю оставались непотраченными 26–30% запланированных на год расходов, а по итогам года оставались неизрасходованными 2,2–3,7% средств (в 2007 г. – 8,4%). За январь – октябрь 2010 г., по оценке Минфина, годовой план по расходам выполнен на 74,6%, т. е. более четверти расходов (2,7 трлн руб.) было отложено на ноябрь – декабрь. Оценка Кудрина в 140 млрд руб. – это менее 1,5% от плана на этот год.

Механически переносить неиспользованные средства на следующий год неправильно, согласен с Кудриным директор Экономической экспертной группы Александр Андряков: «Вот если реализовать программный подход, как предполагает концепция повышения эффективности бюджетных расходов, то в рамках одной программы средства действительно можно двигать, потому что у нее есть конкретные цели, а за их достижение отвечают конкретные люди». Когда правительство переходило на трехлетний скользящий бюджет, то именно программы должны были стать инструментом планирования, напоминает Андряков: «Сейчас же предлагается двигать деньги под идеи, и в этом действительно никакой логики». Если ведомства при формировании бюджета просили деньги, которые в итоге не могут потратить, значит, они им не нужны, рассуждает он.

С содержательной точки зрения можно поддержать Минэкономразвития, считает Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ: «Необходимость потратить выделенные средства до конца года часто приводит к неэффективности трат». Но, с другой стороны, есть программы, которые просто плохо продуманы, и создавать одинаковые условия переноса расходов для всех тоже неправильно, рассуждает он. По Бюджетному кодексу все лимиты прекращают свое действие 31 декабря и неизрасходованные средства остаются на счетах казначейства. Если расходы переносить, то источник их финансирования уже есть – остатки на счетах, говорит Чернявский, в то же время возникает масса технических и процессуальных сложностей, связанных с необходимостью менять бюджет.

Вопрос будет прорабатываться, обещает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков: пока консолидированной позиции по этому вопросу у правительства нет.