США прямо предостерегали Францию против продажи Mistral России


Высокопоставленные американские чиновники были недовольны планами Франции по продаже четырех кораблей-вертолетоносцев Mistral России. В правительственных документах, опубликованных WikiLeaks, американские чиновники предупреждают, что эта сделка может спровоцировать гонку вооружений между Россией и Грузией.

Франция и Россия проходят через финальную стадию продажи вертолетоносцев Mistral. И до сегодняшнего дня чиновники США придерживались дипломатического языка, чтобы публично высказывать свои опасения. Однако из документов, опубликованных WikiLeaks, видно, что на самом деле американские власти прямо предостерегали Францию против продажи. Так, во время встречи в январе замминистра обороны США Майкл Флурной предупреждал французских чиновников, что «политика, стоящая за продажей, озадачивает» и что она «не сочетается» с личным участием президента Франции Николя Саркози в решении конфликта между Россией и Грузией в 2008 г. В документе, направленном госсекретарю США Хиллари Клинтон, Флурной написал, что продажа кораблей «пошлет запутанные политические сигналы России и другим европейским странам». Эту точку зрения поддержал и ведущий представитель Госдепартамента США Вильям Бернс, заявивший, что продажа «подогреет страхи Грузии может привести к гонке вооружений, тем самым увеличивая шансы просчета с одной или другой стороны».

Во Франции сделку с Россией по продаже вертолетоносцев считали возможностью укрепить отношения и создать базу для особого доверия между двумя странами. На это Флурной говорил, что, хотя США и понимают, что Франция пытается активно взаимодействовать с Россией, Вашингтон «предпочел бы, чтобы Париж нашел другую меру для укрепления доверия, нежели продажа Mistral». При этом в одном из документов высокопоставленный французский чиновник сообщает своему американскому коллеге, что «президент Саркози «имеет проблемы с доверием и не до конца доверяет России». Тем временем министр обороны Франции Эрв Морин заявил, что лично поддерживал эту сделку. «Как мы можем говорить России, что желаем партнерства, но при этом не доверять им?» - спросил Морин.