Политика
Бесплатный
Алена Чечель|Дарья Борисяк
Статья опубликована в № 2750 от 08.12.2010 под заголовком: Лес в обмен на ВТО

Россия преодолела еще один барьер на многолетнем пути в ВТО

Россия преодолела еще один барьер на многолетнем пути в ВТО: сняты разногласия с ЕС. Разменной монетой стали экспортные пошлины на круглый лес – Россия отказалась от резкого повышения ставок

Меморандум о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО министр экономического развития Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали вчера в Брюсселе. Стороны достигли соглашения по всем ключевым вопросам, сообщил Гюхт. Набиуллина рассчитывает, что Россия станет членом ВТО в первом полугодии 2011 г., главным достижением переговоров она назвала договоренности по экспортным пошлинам на необработанную древесину. Россия собиралась резко повысить их, чтобы стимулировать инвестиции в лесопереработку, напомнила министр. «Это был серьезный вопрос на переговорах с ЕС, поскольку многие производители <...> ориентированы на получение леса из России, – объяснила Набиуллина. – Мы нашли непростой компромисс». Теперь, по ее словам, Россия пообещала постепенно снижать ставки, они будут зависеть от вида древесины.

Сейчас пошлина составляет 15 евро за 1 куб. м. «Прекратить жевать сопли» и принять меры по стимулированию переработки леса, а не гнать кругляк за границу Владимир Путин рекомендовал правительству еще в 2006 г. С 2010 г. чиновники собирались поднять пошлину до 50 евро, но в 2009 г. от этих планов пришлось отказаться: из-за кризиса потребление российской древесины в мире и так упало.

При снижении пошлин исчезает стимул для инвестиций в переработку, что предложит правительство взамен – пока не понятно, замечает независимый аналитик лесопромышленного комплекса Ольга Деулина. Продавать лес внутри страны станет выгодно, если будет спрос, говорит советник совета директоров и гендиректора группы «Илим» Дмитрий Чуйко: по мере развития переработки пошлины можно будет и снизить.

Заградительные пошлины на лес не единственная мера поддержки отечественных производителей, от которой России придется отказаться. В течение семи лет после присоединения к ВТО нужно снизить импортные пошлины на новые иномарки, говорит чиновник, участвующий в переговорах: за четыре года – до 25%, за следующие три – до 15%. Постепенно должны снижаться пошлины и на импорт подержанных иномарок, говорит Алексей Портанский из Института торговой политики Высшей школы экономики.

Ввозные пошлины на иномарки правительство подняло с 2009 г.: для новых – 30% стоимости, но не меньше 1,2–2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя; на машины от трех до пяти лет – с 25 до 35%, но не меньше 1,2–2,8 евро; на авто старше пяти лет – 2,5–5,8 евро. К моменту, когда пошлины придется снижать, российский автопром должен стать конкурентоспособным, полагает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков, главная цель – перенести западный опыт на отечественные производства.

На долю ЕС приходится 50–52% внешнеторгового оборота России, говорит Портанский. «Есть возможность вступить в ВТО в 2011 г.», – отмечает он, но ряд вопросов, остается нерешенным, например объем прямой поддержки сельского хозяйства и квоты на импорт мяса. Квоты на мясо нужно будет подтверждать с каждым членом ВТО, добавляет чиновник, участвующий в переговорах: достигнутые ранее договоренности утратили силу в 2009 г. А в связи с тем, что Россия теперь участница Таможенного союза, придется заново переписывать доклад рабочей группы о присоединении России к ВТО – это около 90 новых протоколов, рассказывает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать