Минфин не согласен менять систему налогообложения нефтяной отрасли

Минфин не согласен менять систему налогообложения нефтяной отрасли, пока не будут введены новые правила контроля за трансфертными ценами. Обсуждение самой реформы он предлагает перенести на 2012 г.

Минфин и Минэнерго пока не могут согласовать концепцию новой системы налогообложения нефтяной отрасли, следует из письма замминистра финансов Сергея Шаталова от 28 января (есть у «Ведомостей»).

Осенью 2010 г. Минэнерго подготовило концепцию реформы: унификация ставок экспортной пошлины на темные и светлые нефтепродукты, снижение – на нефть, введение для новых месторождений налога на сверхприбыль (27%, считается как налог на прибыль) с отменой НДПИ, а для старых – сохранение НДПИ с базовой ставкой в 430 руб./т. Минфин поддерживает только предложение по пошлинам: предельную ставку на нефть понизить с 65 до 60%, а на светлые и темные нефтепродукты – унифицировать на уровне 66% от нефтяной.

Полная отмена НДПИ для новых месторождений нецелесообразна, пишет Шаталов: нужно сохранить его на каком-то уровне, возможно, с отсрочкой выплаты до достижения определенного уровня доходности месторождения. В пример Шаталов приводит Норвегию, где компании платят 8%-ный сбор от стоимости добытой нефти «с увеличением ставки до 16% в зависимости от дебита скважины (объема продукции, добываемого за единицу времени. – «Ведомости»)». Базовая ставка в 430 руб. за тонну необоснованна, говорится в письме: в проектировках бюджета уже заложено ее повышение до 446 руб. с 2012 г. и до 470 руб. с 2013 г.

Появление налога на сверхприбыль без надежного механизма администрирования приведет к потерям бюджета, говорится в письме: компании могут завышать затраты, новый налог нельзя вводить, пока не будет обеспечен «действенный контроль» за трансфертными ценами. Введение налога на сверхприбыль возможно только после принятия поправок по трансфертным ценам, считает директор департамента Минфина Илья Трунин.

Соответствующие поправки в Налоговый кодекс одобрены в первом чтении. По ним контролируются трансграничные операции (если одна из сторон зарегистрирована в офшоре, продается биржевой товар или речь идет о сделке между взаимозависимыми лицами), а также сделки внутри России (в основном с взаимозависимыми лицами на сумму свыше 1 млрд руб. за год). Но работа над текстом ко второму чтению длится с весны. Законопроект не готов к принятию, говорит зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров: нужно, чтобы методы контроля были понятны бизнесу и налоговикам. Это тяжелая работа, торопиться здесь не следует, добавляет он, отказываясь прогнозировать сроки принятия поправок. В любом случае, поправки не могут вступить в силу раньше 2012 г., иначе нормам, ухудшающим положение налогоплательщиков, будет придана обратная сила.

Шаталов в письме предлагает сначала изменить пошлины и только потом по итогам 2011 г. определять следующие шаги реформы. Концепция системы должна появиться к маю, но вопросов еще много, сказал Шаталов «Ведомостям». Представитель Минэнерго не ответил на запрос «Ведомостей».

Решить, насколько серьезны опасения и нужно ли откладывать реформу, премьер Владимир Путин планирует в марте на совещании в Ханты-Мансийске, рассказали «Ведомостям» несколько нефтяников и чиновников. По их словам, есть поручение согласовать концепцию реформы. Такое совещание не запланировано, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

Контроль за трансфертными ценами нужен, иначе любую прибыль можно превратить в убыток, говорит сотрудник нефтяной компании, но есть и действующий механизм (ст. 40 Налогового кодекса. – «Ведомости»), правда, используя его, налоговики проигрывают 99% дел. Он не верит, что налог на сверхдоходы удастся ввести даже в 2012 г.: «Новая система потребует от государства рискнуть возможным временным сокращением доходов, а впереди выборы».

Если для части бизнеса вводить фактически повышенный налог на прибыль (в сумме 47% для нефтедобычи против обычных 20%. – «Ведомости»), у любой компании будут соблазны заняться налоговой оптимизацией, говорит директор IHS Cambridge Energy Research Associates Сергей Вакуленко. Не обязательно решать проблемы через поправки о трансфертном ценообразовании, считает он, механизм контроля можно определить прямо в законопроекте о новой налоговой системе нефтянки. Контроль за ценами и затратами добывающих компаний необходим, но для этого недостаточно установить новый механизм слежения за трансфертными ценами, полагает партнер PwC Михаил Клубничкин: важно, чтобы появилась конкуренция на рынке сопутствующих добыче услуг, стала доступной информация о ценах на них. В любом случае, реформу лучше начать с пилотного проекта, например, на месторождениях Восточной Сибири, думает он.