Смерть Магнитского могла быть спровоцирована побоями

Президентский совет по правам человека представил Дмитрию Медведеву свое расследование по делу юриста Hermitage, в следственном департаменте МВД с выводами доклада не согласились
Д.Гришкин

Сегодня на сайте президентского Совета по правам человека появились материалы рабочей группы по делу Сергея Магнитского. В предварительном заключении (именно оно и было представлено президенту Дмитрию Медведеву на вчерашнем заседании совета) резюмированы выводы трех отдельных докладов, пояснил председатель совета Михаил Федотов. В первом докладе Общественной наблюдательной комиссии Москвы (председателем которой является Валерий Борщев) подробно анализируется пребывание налогового консультанта в сизо и оказание ему там медицинской помощи. Второй доклад подготовлен Национальным антикоррупционным комитетом, где подробно разбирается ход рассмотрения дела Магнитского. Третий документ подготовлен «независимым экспертно-правовым советом», в нем изложены и «подтверждены документально факты нарушений закона следователями, осуществлявшими уголовное преследование Сергея Магнитского, а также должностными лицами следственных изоляторов и изолятора временного содержания, в которых он находился под стражей, судебных органов, принимавших решения о содержании под стражей».

В расследовании дела Магнитского имел место конфликт интересов: должностные лица, которых юрист обвинил в причастности к незаконному возврату налоговых поступлений и которые участвовали в следствии по его делу, не были в связи с его заявлением привлечены к уголовной ответственности и впоследствии повышены в должностях, отмечается в заключении. «Привлечение сотрудников МВД и СК МВД Кузнецова, Карпова, Толчинского, Кречетова, Дроганова к расследованию дела в отношении Магнитского создало ситуацию безусловного конфликта интересов», при этом следователь Сильченко отклонял ходатайства об их исключении из состава следственной группы. Не проводится проверка заявлений о внезапном и значительном увеличении в период после 2008 г. размеров доходов и имущества некоторых из этих должностных лиц, отмечают правозащитники.

Во втором пункте правозащитники указывают несколько фамилий, по чьей вине Магнитский не получал медпомощь. Это следователь Сильченко, врач сизо «Матросская Тишина» Александра Гаусс, которая дала ложную информацию о том, что перед смертью Магнитского проводились реанимационные мероприятия. «К тому же имеются обоснованные подозрения полагать, что смерть Магнитского была спровоцирована его избиением: впоследствии родственники зафиксировали у него разбитые костяшки пальцев и кровоподтеки на теле», - отмечается в докладе.

Наконец, был нарушен Уголовно-процессуальный кодекс при избрании ареста как меры пресечения и продление сроков содержания под стражей, посчитали члены президентского совета. В постановлении судьи Тверского суда Москвы не было конкретных фактических обстоятельств, подтверждающих существование оснований заключения под стражу, а также достоверных доказательств существования таких обстоятельств. Суд не проверял довод следователя Сильченко о наличии у Магнитского загранпаспорта и оформления им британской визы, хотя паспорт был изъят у Магнитского еще при обыске.

Есть у правозащитников претензии и к прокурорам, которые неэффективно проверяли жалобы подследственного, что стало одной из предпосылок его гибели.

Предварительным заключением документ, который был передан Медведеву, назван не случайно - точка в этом деле не поставлена, отмечает Федотов. Не сказал свое слово суд, мы предложили, чтобы в СК РФ делом занялась объединенная следственная бригада, говорит правозащитник. По его словам, дело Магнитского закончится тогда, когда будет изменена правоприменительная практика, система тюремной медицины, а виновные в смерти юриста наказаны.

Между тем первый заместитель главы следственного департамента Татьяна Герасимова заявила «Интерфаксу», что решения по делу инвестиционного фонда Hermitage следователями Следственного комитета при МВД, а ныне следственного департамента принимались законные и обоснованные.