Чиновники не смогли отказаться от новых расходов

Власть не смогла в преддверии выборов отказаться от новых расходов – они будут расти на триллион в год. Платить за это придется резким увеличением госдолга
AP РИА Новости

Сегодня правительство рассмотрит основные направления бюджетной политики и характеристики федерального бюджета на 2012 г. и плановый период до 2014 г. В документе – ответы на все вопросы, по которым последние месяцы велись споры в Белом доме и Кремле: снижение ставок страховых взносов, увеличение налоговой нагрузки на газовую отрасль, реформирование довольствия военнослужащих, повышение пенсий и социальных пособий. Сдерживать себя в расходах правительство не собирается – использование нефтегазовых доходов ограничат только с 2015 г.

Рост в долг

Дефицит федерального бюджета в 2012 г. составит 2,7% ВВП, это вдвое больше, чем в этом году (1,3% ВВП). Если вычесть из бюджета нефтегазовые доходы, то дефицит гораздо выше – 11,3% ВВП. Выйти на нулевой дефицит к 2015 г. не удастся, констатирует чиновник Минфина: «Сейчас нет ответа на вопрос, когда бюджет станет сбалансированным». По прогнозу Минэкономразвития, баррель нефти марки Urals будет стоить в следующем году $93, но бюджет балансируется при цене $124,6.

Оплачивать дефицит правительство собирается в основном займами (примерно по 1,6 трлн руб. все три года) и доходами от приватизации (примерно по 300 млрд). Госдолг увеличится с 11,2% ВВП в 2012 г. до 17% в 2014 г. Расти будет в первую очередь внутренний долг: за три года с 6,6 трлн руб. почти до 10 трлн. Самый низкий уровень долга был в 2008 г. – 6,5% ВВП.

Тратить накопленное правительство не хочет. Резервный фонд будет расти: с 1,4 трлн в 2012 г. до 1,6 трлн руб. в 2014 г. По расчетам Минфина, пополнение фонда в 2014 г. прекратится. Нефтегазовые доходы падают с 8,2% ВВП в 2013 г. до 7,7% ВВП в 2014 г., «денег нет», объясняет чиновник Минфина. Объем фонда национального благосостояния останется почти неизменным: в 2012 г. – 2,56 трлн руб., в 2014 г. – 2,53 трлн.

Баланс компромиссов

Чтобы сбалансировать бюджет в ближайшие три года, правительство повысит налоговую нагрузку на газовую отрасль (на 504,2 млрд руб.), откажется от увеличения численности военных-контрактников до 425 000 человек (экономия 371,1 млрд) и финансового обеспечения накопительно-ипотечной системы (179,7 млрд); военнослужащих и силовиков сократят на 15% к 2014 г. (54,3 млрд). Гособоронзаказ сокращен не будет, хотя в мае в правительстве рассматривалось предложение о его уменьшении на 300 млрд руб. за три года. Не уменьшатся также бюджетные инвестиции и объем федеральных целевых программ (планировался секвестр на 300 млрд руб.).

С 2012 г. финансировать милицию будут не регионы, а центр. Это обойдется федеральному бюджету в 546,2 млрд руб. за 2012–2014 гг., но больше половины этой суммы центр себе компенсирует, забрав часть доходов регионов. Например, в федеральный бюджет будут зачисляться 60% акцизов на алкоголь с долей этилового спирта свыше 9%, госпошлина за регистрацию автомобилей и штрафы за нарушения правил дорожного движения.

Социально-оборонный бюджет

Главные статьи расходов в следующем году – социальная политика (3,8 трлн руб.), оборона (1,85 трлн), экономика (1,76 трлн), безопасность и правоохранительная деятельность (1,69 трлн). Стабильно щедр бюджет на ассигнования на дорожное хозяйство – 1,2 трлн руб. за три года.

Неуклонно растет трансферт в Пенсионный фонд: с 2,3 трлн руб. в 2011 г. до 3,1 трлн в 2014 г. В 2012–2014 гг. он получит 8,7 трлн руб. (в том числе 6,8 трлн руб. идут на пенсии), из которых 3,6 млрд – на покрытие дефицита.

В основных характеристиках бюджета правительство наконец официально определит цену снижения страховых взносов: 236,4 млрд руб. в 2012 г. и 275,6 млрд в 2013 г.

На индексацию зарплат бюджетникам и госслужащим дополнительно за три года будет потрачено 293,3 млрд руб.

В бюджете правительство учло идею президента Дмитрия Медведева о децентрализации: передаче публичных полномочий регионам. При этом бюджетные трансферты сокращаются с 1,3 трлн руб. в этом году до 953,6 млрд в 2014 г. Дефицит бюджета растет и было бы странно, если бы трансферты регионам тоже росли, комментирует гендиректор Центра фискальной политики Галина Курляндская: «Не надо ожидать, что кто-то даст регионам деньги. У федерального бюджета и так много других забот – социальные и инвестиционные расходы, финансирование оборонки».

Это «бюджет приспособленчества», констатирует Илья Соколов из Института Гайдара: и президент, и премьер публично говорят о необходимости урезать расходы, но на практике тратят больше на реализацию амбиций. Резкое наращивание долга только подтверждает это, подчеркивает он: «От слов к делу перейти не удалось». Успокаивает то, говорит Соколов, что в России параметры госдолга не являются критичными (считается, что для финансовой устойчивости государства опасно, когда госдолг достигает 60% ВВП).