Московская мэрия уберет киоски с остановок транспорта

Московские власти, пытаясь победить автомобильные пробки, перекроили рынок уличных киосков. Очередь дошла до ларьков в составе остановок общественного транспорта: их в новой схеме расположения объектов торговли нет. Но убрать их может оказаться сложнее остальных
С.Портер

Борьбу с дорожными заторами в Москве мэр столицы Сергей Собянин, занявший этот пост в октябре прошлого года, начал с избавления столицы от стихийно построенных ларьков и рынков, мешавших движению транспорта. Для размещения киосков Москомархитектура разработала специальную схему, и с июня столица начала распределение мест под палатки через аукционы.

В период с 23 по 27 мая ГУП разослал балансодержателям остановочно-торговых модулей уведомления о расторжении договоров, говорится в письменном ответе «Мосгортранса» за подписью и. о. первого заместителя гендиректора Евгения Потапова на запрос «Ведомостей». Уведомления, указывает Потапов, направлялись по поручению департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. В новой московской схеме размещения мелкорозничной торговли не предусмотрены места под торговые павильоны на остановках общественного транспорта, говорил раньше «Ведомостям» чиновник мэрии. Владельцы указанных объектов должны демонтировать их за месяц с момента расторжения договора, говорится в ответе ГУПа.

«Уведомление от «Мосгортранса» мы получили по факсу в конце мая и в начале июня свои возражения направили тем же способом. Ответа пока не получили», – рассказывает Татьяна Меренкова, гендиректор компаний «Серж компани» и «Армани плюс» (объединяет более 170 точек на юго-западе Москвы). По ее словам, договор, заключенный с «Мосгортрансом», не предполагает одностороннего расторжения без серьезных нарушений обязательств. А таких нарушений нет, настаивает Меренкова.

«По действующему законодательству в одностороннем порядке такой договор можно расторгнуть только через суд, доказав наличие серьезных нарушений обязательств по договору. И пока решений суда нет и нет обоюдного соглашения о расторжении, договоры на обустройство и содержание остановочных пунктов действуют и мы можем работать до истечения их срока», – настаивает председатель совета Гильдии инвесторов остановочных сооружений (объединяет больше 130 компаний, которым принадлежит больше 1000 ларьков в составе остановок) Владимир Паисов. По его словам, большинство договоров компаний, входящих в гильдию, истекают только через несколько лет.

Если договор на обустройство остановочных пунктов составлен как договор на оказание услуг, то «Мосгортранс» имеет право в любое время прекратить его в одностороннем порядке, оплатив исполнителю фактически понесенные расходы, говорит партнер юридической фирмы Art De Lex Евгений Арбузов. Если, что вероятнее, это договор подряда, продолжает он, то заказчик (в данном случае ГУП) вправе отказаться от его исполнения в любое время при отсутствии прямого запрета на односторонний отказ в договоре, но при этом он обязан оплатить подрядчику стоимость выполненной работы, а также возместить убытки, размер которых ограничен стоимостью всей работы.

Сейчас 1774 остановки общественного транспорта обустроено торговыми модулями, принадлежащими компаниям-инвесторам, которые устанавливают и обслуживают модули исключительно за свой счет, сообщает «Мосгортранс». «В случае вывода 1774 остановочно-торговых модулей «Мосгортрансу» потребуется осуществить изготовление и монтаж такого же количества павильонов», – говорится в письме. Каких расходов это потребует от города и предприятия, представители ГУПа не ответили. По оценке Паисова, городу придется потратить около 500 млн руб., чтобы поставить на месте остановочных павильонов обычные остановки, и ежегодно еще примерно 240 млн руб. на их обслуживание.

«По ожиданиям специалистов, демонтаж остановочно-торговых модулей улучшит транспортную ситуацию в районах остановочных пунктов, сократится число припаркованного с нарушением ПДД частного автотранспорта», – считают в ГУПе.