Статья опубликована в № 2901 от 25.07.2011 под заголовком: Бензин на двоечку

Государство не стало запрещать экологически устаревший бензин

Государство вновь сдвинуло сроки перехода на использование в России топлива стандарта «Евро-3». На этот раз на руку нефтяникам сыграл дефицит бензина в стране. А перейти на новый стандарт они должны будут, «как смогут»
Толлинг может вернуться

Правительство обсуждает вопрос отмены экспортных пошлин на нефть для переработки ее на зарубежных НПЗ и возврата обратно в Россию бензина, сказал Субботин. Этот шаг также должен способствовать решению проблемы дефицита топлива. Мера может быть выгодна ТНК-ВР (контролирует Лисичанский НПЗ на Украине), «Лукойлу» (Одесский НПЗ на Украине), а также компаниям, которые могут приобрести белорусские активы (возможность таких сделок обсуждается), говорит аналитик БКС Андрей Полищук. Представители этих компаний на запросы «Ведомостей» не ответили. У «Роснефти» 20% переработки – в Германии, сказал ее представитель, теоретически схема может быть интересной. Но мощности в Германии все законтрактованы. Поэтому «Роснефть» рассматривает возможность процессинга на мощностях других компаний, в частности «Лукойла».

Правительство согласилось продлить разрешение торговать бензином Аи-92 класса «Евро-2» минимум до середины 2012 г., сообщил замруководителя ФАС Павел Субботин в пятницу. Продавать такое топливо можно будет 12 крупнейшим нефтяным компаниям, подписавшим четырехсторонние соглашения со службой, Ростехнадзором, Росстандартом 8 июля. По нему нефтяники обязуются уложиться в обозначенный ими же срок модернизации своих НПЗ и с 2015 г. 20% добываемой в России нефти перерабатывать для продажи внутри страны светлых нефтепродуктов.

Распоряжение правительства о переносе сроков готовится, добавил Субботин. Самим нефтяникам о принципиальном решении сообщили также в пятницу на совещании у вице-премьера Игоря Сечина, рассказали сотрудники двух компаний.

Об экологических стандартах моторного топлива, регулирующих содержание вредных веществ в выхлопных газах, в Европе задумались еще в 90-е гг.: стандарт «Евро-1» был введен в 1992 г., а уже к 1995 г. заменен стандартом «Евро-2». С 2009 г. в Европе действует стандарт «Евро-5».

Россия последовала примеру Евросоюза с огромным опозданием. Положение о введении техрегламента было утверждено постановлением правительства лишь в 2005 г. По нему с апреля 2006 г. устанавливался стандарт «Евро-2». И изначально планировалось уже с января 2009 г. перейти на более экологичный «Евро-3», в 2010 г. – на «Евро-4», а к 2013 г. – на «Евро-5». Но этим были недовольны нефтяники. Они почти сразу после принятия регламента начали говорить о том, что модернизировать свои НПЗ так быстро не успеют. В итоге в конце 2008 г. правительство пошло на уступки: переход на «Евро-3» был сдвинут на два года, «Евро-4» – на один.

В 2011 г. подошел новый срок. С января запрещена продажа бензинов Аи-95 класса ниже «Евро-3», с сентября то же запланировано по Аи-92.

Но даже ограничения на не очень популярный в России 95-й бензин привели к топливному дефициту в стране (более половины потребления всех моторных топлив приходится на Аи-92). В апреле в России разразился бензиновый кризис: почти в 10 регионах топливо не могли купить независимые АЗС, а где-то и сами автомобилисты. Цена на некоторых заправках (в Туве) поднималась до 50 руб. за литр топлива.

Нефтяники главной причиной нехватки бензина называли именно техрегламент: даже к передвинутому сроку модернизировать НПЗ под производство топлива нового стандарта успели не все. В итоге часть бензина с российского рынка ушла.

После того как дефицит обнаружился, чиновники стали обсуждать перенос введения новых стандартов. При этом акцизы на топливо разных экологических классов будут дифференцированы, обещал министр энергетики Сергей Шматко. Таким образом государство поддержит тех, кто в срок провел модернизацию.

В пятницу Субботин сообщил, что решение принято и сроки подвинуты, но акцизы будут на разные стандарты одинаковыми. Это подтвердил и сотрудник одной нефтяной компании. Впрочем, с акцизами пока все решено не окончательно, добавил Субботин.

Представитель «Башнефти», которая модернизировала свои мощности в срок и настаивала на дифференциации ставок, комментировать это не стал.

Когда прекратятся продажи в России «Евро-2», Субботин сказать не смог. Не раньше чем в середине 2012 г., но все «индивидуально» для каждой компании в соответствии с ее планом модернизации, сказал чиновник.

Представители нефтяных компаний («Газпром нефти», «Татнефти», ТНК-ВР, «Роснефти») на запрос «Ведомостей» об этом не ответили. Срок по запрету продажи «Евро-3» передвинется таким же образом – индивидуально, сказал Субботин.

То, что компании не успевали с переходом на новый стандарт, было очевидно сразу, отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. В Европе переход от «Евро-1» к «Евро-4» занял 10 лет, и в России попытка сделать это за четыре года была слишком амбициозной.

Правда, нефтяникам сейчас формально ничто не мешает производить бензин «Евро-2» сколь угодно долго. Четырехсторонние соглашения не предусматривают никаких новых штрафных санкций. Наказание ждет нарушителей в рамках антимонопольного законодательства, раскрыто на сайте ФАС. Но нефтяным компаниям дали понять, что штрафы могут быть серьезными, говорит сотрудник одной из них.

Нефтяникам с предстоящим переходом на новую систему налогообложения «60–66» (предусматривает выравнивание таможенных пошлин на темные и светлые нефтепродукты; сейчас пошлина на темные в полтора раза ниже) будет самим выгодно углублять переработку и, соответственно, ускорять модернизацию мощностей, говорит Борисов. Поэтому вряд ли они будут ее откладывать, считает эксперт. К тому же заградительная пошлина на бензин и нафту (90% от нефтяной), введенная после апрельского кризиса, может остаться навсегда. Такие изменения предложило внести в проект «60–66» Минэнерго, рассказал Субботин. Представитель Минэнерго на запрос «Ведомостей» не ответил. Это логично, считает Борисов: такая мера будет также стимулировать нефтяников на производство продукции с более высокой добавленной стоимостью.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать