Статья опубликована в № 2917 от 16.08.2011 под заголовком: Двойной доход

Государство обогащается на ремонте дорог за чужой счет

У компаний, которые ремонтируют государственные дороги за свой счет, может появиться право сэкономить на налогах
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Гуров А.

Прецедентное решение может вынести президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) по делу компании «Тулацемент» (входит в группу «Хайдельбергцемент рус»). В 2007–2008 гг. она начала строить завод в поселке Новогуровский Тульской области. Вывозить цемент с него выгоднее всего по дороге Крым – Гурово, рассчитала компания, и, хотя трасса принадлежит региону, она согласилась принять участие в ремонте (см. врез). На проект «Тулацемент» потратил 78,9 млн руб. При этом уплаченные подрядчикам 12 млн руб. НДС «Тулацемент» поставил себе к вычету (уменьшил платеж в бюджет).

Но Межрайонная инспекция № 6 по Тульской области решила, что уменьшать платеж в бюджет нельзя, и доначислила компании 14,3 млн руб. НДС, пени и штрафа. «Тулацемент» проиграл спор в трех инстанциях, ему лишь удалось уменьшить штраф с 2,1 млн до 1000 руб. Дорога принадлежит не компании, а региону, инвестиционное соглашение с областью она не заключала, к тому же к заводу ведут и другие трассы, мотивировали свое решение суды. Но у тройки судей ВАС другое мнение. Суды не проверили, насколько вынужденными были расходы на ремонт, говорится в определении о передаче дела в президиум ВАС, в судах регионов сложилась разная практика, ее нужно унифицировать.

Получить комментарии «Тулацемента» не удалось, в «Хайдельбергцемент рус» от комментариев отказались. Новый завод открылся в июле 2011 г., указано на сайте «Тулацемента». Это прецедентное дело, говорит руководитель налоговой практики GBLP Евгений Тимофеев (вел это дело раньше, когда работал в Salans. – «Ведомости»). Если ВАС согласится с правомерностью вычетов по НДС, значит, можно сэкономить и на налоге на прибыль, уменьшив доналоговую прибыль на сумму расходов на дорогу, объясняет он. Тогда во всех аналогичных спорах главным станет не вопрос, чье имущество строится или ремонтируется, а насколько оно нужно самой компании, заключает Тимофеев. Если ремонтируется имущество региона и нет договорных отношений с его администрацией, то у компании нет права уменьшить налог на прибыль и принять к вычету НДС, категоричен замдиректора налогового департамента Минфина Сергей Разгулин, должны быть правовые основания для списания расходов и вычетов по НДС. Это важное дело, споров таких много, а единой практики нет, говорит начальник правового управления Федеральной налоговой службы (ФНС) Олег Овчар. Комментировать позицию ФНС до решения президиума он не стал. В законодательстве предусмотрен путь государственно-частного партнерства, по нему и следовало бы идти, говорит представитель «Росавтодора».

Периодически компании сталкиваются с такой ситуацией, рассказывает директор судебного департамента «ТНК-ВР менеджмента» Эдуард Годзданкер. Если дорога эксплуатируется для производственных целей компании, то не важно, кому она принадлежит и было ли заключено соглашение с регионом о ремонте, главное, что его правительство не возражало, продолжает он. Иначе государство обогащается дважды – ремонтирует дорогу за чужой счет и налоги получает, иронизирует сотрудник крупного холдинга.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more