Статья опубликована в № 2917 от 16.08.2011 под заголовком: Двойной доход

Государство обогащается на ремонте дорог за чужой счет

У компаний, которые ремонтируют государственные дороги за свой счет, может появиться право сэкономить на налогах
Гуров А.

Прецедентное решение может вынести президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) по делу компании «Тулацемент» (входит в группу «Хайдельбергцемент рус»). В 2007–2008 гг. она начала строить завод в поселке Новогуровский Тульской области. Вывозить цемент с него выгоднее всего по дороге Крым – Гурово, рассчитала компания, и, хотя трасса принадлежит региону, она согласилась принять участие в ремонте (см. врез). На проект «Тулацемент» потратил 78,9 млн руб. При этом уплаченные подрядчикам 12 млн руб. НДС «Тулацемент» поставил себе к вычету (уменьшил платеж в бюджет).

Но Межрайонная инспекция № 6 по Тульской области решила, что уменьшать платеж в бюджет нельзя, и доначислила компании 14,3 млн руб. НДС, пени и штрафа. «Тулацемент» проиграл спор в трех инстанциях, ему лишь удалось уменьшить штраф с 2,1 млн до 1000 руб. Дорога принадлежит не компании, а региону, инвестиционное соглашение с областью она не заключала, к тому же к заводу ведут и другие трассы, мотивировали свое решение суды. Но у тройки судей ВАС другое мнение. Суды не проверили, насколько вынужденными были расходы на ремонт, говорится в определении о передаче дела в президиум ВАС, в судах регионов сложилась разная практика, ее нужно унифицировать.

Получить комментарии «Тулацемента» не удалось, в «Хайдельбергцемент рус» от комментариев отказались. Новый завод открылся в июле 2011 г., указано на сайте «Тулацемента». Это прецедентное дело, говорит руководитель налоговой практики GBLP Евгений Тимофеев (вел это дело раньше, когда работал в Salans. – «Ведомости»). Если ВАС согласится с правомерностью вычетов по НДС, значит, можно сэкономить и на налоге на прибыль, уменьшив доналоговую прибыль на сумму расходов на дорогу, объясняет он. Тогда во всех аналогичных спорах главным станет не вопрос, чье имущество строится или ремонтируется, а насколько оно нужно самой компании, заключает Тимофеев. Если ремонтируется имущество региона и нет договорных отношений с его администрацией, то у компании нет права уменьшить налог на прибыль и принять к вычету НДС, категоричен замдиректора налогового департамента Минфина Сергей Разгулин, должны быть правовые основания для списания расходов и вычетов по НДС. Это важное дело, споров таких много, а единой практики нет, говорит начальник правового управления Федеральной налоговой службы (ФНС) Олег Овчар. Комментировать позицию ФНС до решения президиума он не стал. В законодательстве предусмотрен путь государственно-частного партнерства, по нему и следовало бы идти, говорит представитель «Росавтодора».

Периодически компании сталкиваются с такой ситуацией, рассказывает директор судебного департамента «ТНК-ВР менеджмента» Эдуард Годзданкер. Если дорога эксплуатируется для производственных целей компании, то не важно, кому она принадлежит и было ли заключено соглашение с регионом о ремонте, главное, что его правительство не возражало, продолжает он. Иначе государство обогащается дважды – ремонтирует дорогу за чужой счет и налоги получает, иронизирует сотрудник крупного холдинга.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать