Правительство может ликвидировать две туристические ОЭЗ

Минэкономразвития хочет ликвидировать две туристические особые экономические зоны (ОЭЗ) в Калининградской области и Ставропольском крае. Чтобы найти инвесторов, нужно больше льгот и не экономить на инфраструктуре, советуют эксперты
«Куршская коса» в Калининградской области/ Fotolia/ PhotoXPress

Минэкономразвития предложило закрыть туристические зоны в Калининградской области и Ставропольском крае, проект постановления внесен в правительство, рассказывают два сотрудника аппарата Белого дома. Ни один резидент в зонах не работает и вообще нет интереса инвесторов, ни одна управляющая компания не берется их развивать, обосновывает высокопоставленный сотрудник Минэкономразвития. В Калининградской области также возникли проблемы с землей, добавляет сотрудник правительственного аппарата. Представитель Минэкономразвития от комментариев отказался.

Созданием ОЭЗ государство занялось с 2005 г., считая их мощными источниками роста экономики и развития инфраструктуры (см. врез).

Зоны «Куршская коса» в Калининградской области и «Гранд спа Юца» в Ставропольском крае правительство создало в феврале 2007 г. Калининградская зона располагается на территории национального парка «Куршская коса», акцент планируется сделать на развитии экотуризма. На сайте УК «ОЭЗ» говорится, что в центре курорта планируется построить спа-комплекс с круглогодичным бассейном с раздвижной крышей. На спа-центры собирались делать ставку и в Ставропольском крае: концепция развития «Гранд спа Юца» предусматривает многоуровневое строительство с искусственным озером, в которое каскадом впадают источники, сказано на сайте УК. Обе зоны предлагают потенциальным резидентам льготы по уплате налогов на имущество, землю и прибыль.

Зоны в Калининградской области и Ставропольском крае не развиваются, отмечает гендиректор ФОК Моисей Фурщик: в Калининграде проблема с землей из-за того, что строить на территории природного парка фактически нельзя, а на Ставрополье зону решили создать вдалеке от городов, что требует больших вложений в инфраструктуру.

Предложение Минэкономразвития обсуждалось на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, рассказывают два сотрудника аппарата правительства. Принятие решения отложено до сентября, к этому сроку регионы должны представить предложения о развитии ОЭЗ, отмечает один из них и подтверждает высокопоставленный чиновник Минэкономразвития. Если решение о закрытии зон примут, это будет прецедент, говорит сотрудник Белого дома: «До этого ликвидировали туристическую зону «Новая Анапа», но инициатором было не правительство, а региональные власти, которые захотели открыть игорную зону».

Концептуальное решение о закрытии зон принято, утверждает другой чиновник аппарата правительства. Представитель Козака от комментариев отказался.

Власти Калининградской области против закрытия зоны, это приведет к ухудшению экологической обстановки на Куршской косе, следует из материалов, представленных «Ведомостям» представителем губернатора. Зона не развивается из-за долгого согласования ее границ с Минприроды, процедур оформления земли, отсутствия энергетической инфраструктуры, на которую нужны средства федерального бюджета, говорится в материалах. Областные власти ищут инвесторов, один из вариантов – банк «Интеркоммерц», указано в документах. Банк рассматривает такую возможность, но решение не принято, отмечает вице-президент «Интеркоммерца» Дмитрий Чухланцев.

Есть инвесторы, которые готовы развивать зону на Ставрополье, говорит представитель регионального министерства экономического развития, однако компании не называет. Вместо зоны федерального масштаба появится региональная, допускает он.

Туристические зоны – самые проблемные из всех ОЭЗ, которые создает государство, отмечает Фурщик. Их резидентам предоставляется меньше льгот, чем резидентам других зон, объясняет он: «Привлекать инвесторов планировалось готовой инфраструктурой, но государство зачастую экономит на этих расходах – и резиденты идут в зоны неохотно», – видит причину неудач Фурщик. Есть примеры успешных туристических зон в Бурятии и на Алтае, отмечает он. Спасти проекты в Калининградской области и на Ставрополье может изменение границ зон, считает Фурщик: в первом случае должны появиться участки, не защищенные природоохранным законодательством, во втором следует переместить зону ближе к крупным населенным пунктам.