Статья опубликована в № 2928 от 31.08.2011 под заголовком: Акцизное давление

ФАС предупредила о готовящемся повышении цен на бензин

Новая система экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты «60-66-90» приведет к росту цен на бензин, предупредила ФАС. Чтобы не допустить этого, ведомство предлагает снижать акцизы на топливо при высоких ценах на нефть и не повышать их в 2012 и 2013 гг.
РИА Новости

Последствия изменения экспортных пошлин проанализированы в презентации замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолия Голомолзина, опубликованной на сайте ведомства. С 1 октября предельный коэффициент в формуле пошлины на экспорт нефти может быть снижен с 65 до 60%. Постановление об унификации ставки для темных и светлых нефтепродуктов на уровне 66% от нефтяной уже подписано (сейчас 46,7 и 67% соответственно). Пошлина для бензина по-прежнему будет заградительной – 90%.

Реформа приведет к повышению налоговой нагрузки на НПЗ, констатирует ФАС. Во-первых, из-за роста цены нефти для российских заводов (она вырастет вместе с доходность экспорта). По расчетам Дениса Борисова из Банка Москвы, при существующей цене барреля нефти марки Urals в $106 цена равнодоходности внутренних и экспортных поставок тонны сырья (цена за вычетом пошлины и транспортного плеча) в октябре увеличится на $30. Во-вторых, из-за ухудшения общей экономики НПЗ, которые в основном зарабатывали на экспорте темных нефтепродуктов (в корзине нефтепродуктов доля светлых лишь около 70%, по данным Росстата, в 2010 г. было вывезено 132,2 млн т нефтепродуктов, из них 72 млн – мазут).

Эксперты согласны с ФАС. Рост цен в оптовом сегменте сейчас опережает розницу, средняя маржа розничных продаж, например 92-го бензина, составляет 6,3% против нормальных 15%, говорит замдиректора «Кортеса» (консультирует ФАС) Павел Строков. Поэтому ухудшение положения НПЗ после введения системы «60-66» может привести к существенному росту цен, отмечает он. Сама по себе реформа может увеличить цены на нефтепродукты примерно на 5%, подсчитал Борисов, но так как бензин самый высокомаржинальный продукт в корзине, то он может подорожать еще больше – до 10%.

Теоретически из-за пересмотра ставок пошлин и изменения цены экспортного паритета литр бензина может подорожать на несколько десятков копеек, отмечает управляющий директор IHS CERA Сергей Вакуленко. Но сейчас бензин и так торгуется с премией к экспортным поставкам, объясняет он, поэтому на практике реформа может и не повлиять на розничные цены.

Чтобы предотвратить подорожание бензина, ФАС предлагает снижать акциз на бензин и дизтопливо, если Urals стоит более $90 (см. врез). Так, при цене нефти в $106 акциз с тонны бензина третьего класса снизится на 795 до 4868 руб., но тонна бензина подешевеет лишь примерно на 3%, подсчитали в ФАС. При цене в $120 эффект 1500 руб. и 6% соответственно. Еще одно предложение Голомолзина – отменить запланированное повышение акцизов в 2012 и 2013 гг. на 1 руб. в расчете на литр топлива (тогда сократятся поступления в дорожные фонды).

Для Минфина принципиальной разницы нет, применять такую формулу или нет, говорит его чиновник. Снижать акциз на топливо при высоких ценах на нефть в мае на совещаниях у первого вице-премьера Игоря Сечина предлагало Минэнерго, рассказывали «Ведомостям» участники совещания. Вчера вечером представитель Минэнерго не отвечал на звонки.

Представители «Роснефти» и «Газпром нефти» поддерживают введение плавающей ставки акциза, привязанной к цене нефти. Это может помочь сократить возможные колебания внутренних цен на нефтепродукты, говорит представитель «Газпром нефти». Мера позволит сглаживать влияние дорогой нефти на цену бензина за счет доходов государства, а не потребителей или самих компаний, согласен топ-менеджер нефтяной компании. Бензин подешевеет, но уменьшатся доходы регионов, которые получают большую часть акцизов, Минфину тогда придется увеличить бюджетные трансферты, замечает Вакуленко.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать