Прокуратура решила защищать граждан, пострадавших от нерасторопности чиновников
Защитой прав граждан, пострадавших от нерасторопных чиновников, займутся прокуроры. Вряд ли это ведомство проявит себя эффективно, полагают защитники прав потребителейО принятом на прошлой неделе в первом чтении правительственном законопроекте об административных жалобах напомнила вчера на пресс-конференции в «Интерфаксе» министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Законопроектом впервые в России вводится административная ответственность за невыполнение чиновниками своих обязанностей по предоставлению населению справок и других госуслуг. Отныне гражданам не надо будет судиться по этому поводу с чиновниками, в случае необходимости это будет делать прокуратура.
Главным в этом законопроекте являются два фактора: создание простого и понятного порядка рассмотрения административных жалоб граждан и введение системы штрафов как меры ответственности для чиновников, говорит директор департамента госрегулирования Минэкономразвития Савва Шипов.
Законопроект вводит в Кодекс об административных правонарушениях новое понятие – административной жалобы, которую гражданин может написать на имя вышестоящего начальника, нарушившего свои обязательства по предоставлению справок. Рассмотрением жалобы займется специальная административная комиссия, которая в случае необходимости передаст материалы прокуратуре, а та сможет оштрафовать устроившего волокиту чиновника через суд. Сформировать такие комиссии будут обязаны все ведомства, оказывающие гражданам услуги.
За грубое (т. е. два и более раза в год) нарушение сроков выдачи справок вводится штраф от 3000 до 5000 руб., за отказ в приеме документов – штраф в таком же размере, за отказ в регистрации запроса гражданина – штраф от 1000 до 3000 руб. Если же административная комиссия не рассмотрит законную жалобу на действия нижестоящих чиновников, то ее членов можно оштрафовать на 30 000 руб.
Получить комментарии в Генпрокуратуре не удалось. По мнению председателя правления «Конфоп» Дмитрия Янина, прокурорский сервис вряд ли станет популярным у граждан и эта инициатива не изменит радикально взаимоотношения между гражданином и государством. Прокуратура сама не слишком совершенный механизм для защиты прав потребителей. Например, известны многочисленные отказы прокуроров в проверках предпринимателей, допускающих массовые отравления некачественной продукцией, говорит Янин.
Впрочем, для граждан есть и другая хорошая новость: с 1 октября вступает в силу закон, по которому бремя сбора дополнительных справок перекладывается на сами ведомства, напомнил вчера вице-премьер Вячеслав Володин. По его данным, граждане обращаются за справками 81 млн раз в год, но по одному поводу им надо получать 6–8 справок, что увеличивает число обращений до 560 млн.