Кто получит контроль над госзакупками

Минэкономразвития предложило правительству создать суперведомство по госзаказу, которое станет аудировать всю процедуру закупок – от формирования начальных цен до исполнения контрактов. В Минфине и ФАС удивлены такими идеями
А.Махонин

Минэкономразвития отправило в правительство доклад по федеральной контрактной системе (ФКС), в котором предлагает создать специальное ведомство, отвечающее за госзакупки, с условным названием «Росконтракт», рассказала «Ведомостям» директор департамента министерства Ольга Анчишкина. Из ее слов следует, что новый орган будет иметь полномочия министерства: он станет разрабатывать нормативно-правовые акты и методические рекомендации по госзаказу, а также по развитию электронных сервисов. Подчиняться ведомство будет напрямую правительству. И главное – оно будет проводить аудит формирования начальных цен, размещения заказа и исполнения контрактов.

«Контрольные функции в новое ведомство передавать не предлагаем», – говорит Анчишкина, их можно сосредоточить в отдельной службе, «мы предложили Росфиннадзор». По ее словам, Росфиннадзору стоит передать в том числе полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по контролю за процедурой торгов. Росконтракт, найдя нарушения, сможет обратиться либо в единое контролирующее ведомство, либо в прокуратуру или к правоохранителям, объясняет Анчишкина.

Предложений по численности нового ведомства Минэкономразвития не делало, говорит Анчишкина, его можно сформировать «в пределах текущей численности отвечающих за госзакупки госслужащих», переведя их в новую структуру.

Появление нового министерства с такими полномочиями задевает не только интересы самого Минэкономразвития (оно формирует политику в области госзаказа), но также Минфина (контроль за бюджетами заказчиков) и Федерального казначейства (ведет реестр контрактов). Минфин такие предложения не одобрял, говорит чиновник министерства: «Мы предлагали не плодить новые органы, а правильно разделить функции между нами, Минэкономразвития, казначейством, ФАС и Росфиннадзором. Иначе будет сильное дублирование». Все функции по контрактам невозможно закрепить за одним ведомством, считает он, поскольку закупочный процесс – часть бюджетного. Начальник управления ФАС Михаил Евраев тоже «не видит смысла плодить новые ведомства и чиновников». Минэкономразвития пока не обсуждало с казначейством идею создания Росконтракта, говорит сотрудник Федерального казначейства: «Непонятно, как они будут обосновывать необходимость нового ведомства». По словам Анчишкиной, правительство не поручало Минэкономразвития согласовывать доклад с другими ведомствами. О дате совещания в правительстве по докладу ей пока неизвестно.

Разногласия Минэкономразвития с другими ведомствами – уже привычная картина. До ноября в течение года чиновники не могли согласовать концепцию реформы госзакупок – делать ли ее на основе закона о госзакупках или ФКС. В итоге президент Дмитрий Медведев выбрал второй вариант. Идея объединить в одном ведомстве нормотворческие и правоприменительные функции сомнительна, считает Анна Золотарева из Института Гайдара, концепция административной реформы предполагала их разделение. По ее мнению, можно централизовать сами закупки, что позволит сократить штат чиновников и поможет повысить эффективность заказа. Сейчас в стране 208 000 заказчиков. В итоговом докладе экспертов, работающих над корректировкой концепции долгосрочного развития до 2020 г., о создании отдельного федерального органа ничего не говорится. Зато есть предложение провести централизацию в контрактной системе в 2014 г.