Политика
Бесплатный
Милана Челпанова|Максим Товкайло
Статья опубликована в № 3034 от 06.02.2012 под заголовком: Сечинская приватизация

Приватизация по Сечину: Новороссийский порт нужно передать «Роснефти»

Государственные интересы препятствуют конкурсной продаже блокирующего пакета акций крупнейшего в России Новороссийского морского торгового порта (НМТП), считает зампред правительства Игорь Сечин. Целесообразно, чтобы госпакет порта приобрела «Роснефть», где Сечин возглавлял совет директоров
Д.Гришкин / Ведомости
НМТП

стивидорная компания. акционеры: группа «Ceмма» и «Транснефть» – 50,1%, Росимущество – 20%. капитализация на Лондонской фондовой бирже – $1,83 млрд. финансовые показатели (мсфо, III квартал 2011 г.): выручка – $782 млн, прибыль – $32,1 млн.

«Роснефть» должна купить госдолю НМТП (20%), а также еще 5% акций порта, которые находятся в собственности у структур РЖД, Игорь Сечин написал председателю правительства Владимиру Путину 31 января. Копия этого письма есть у «Ведомостей», о существовании документа знают сотрудник «Роснефти» и два федеральных чиновника.

Сечин пишет, что с учетом стратегического значения НМТП для государственных интересов и происходящих изменений в структуре капитала порта представляется целесообразным обеспечить консолидацию данных пакетов акций и последующее приобретение блокпакета акций порта «Роснефтью». Что за изменения в структуре капитала имеет в виду вице-премьер, из письма не ясно.

Представитель правительства комментировать переписку отказался.

Цену 25% акций НМТП Сечин предлагает определить независимому оценщику. В пятницу 25% НМТП на ММВБ-РТС стоили 13,9 млрд руб., на Лондонской бирже — $460 млн. При первичном размещении акций, в 2007 г., порт был сильно дороже — $4,93 млрд за всю компанию, или $1,23 млрд за блокпакет.

Планы приватизировать 20% НМТП появились у правительства еще в 2003 г., этот актив был включен в план приватизации на 2005 г., однако затем был исключен из него и внесен в список стратегических активов государства. С тех пор правительство еще несколько раз планировало продать свою долю в НМТП, но каждый раз откладывало. Теперь этот актив стоит в плане приватизации на 2011-2013 гг. Но точные сроки его продажи неизвестны.

Основными претендентами на НМТП считается группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и государственная «Транснефть», совместное предприятие которых в прошлом году купило 50,1% акций порта. Цена пакета, по словам Магомедова, была в диапазоне $2-2,5 млрд.

Представитель «Суммы» подтвердил интерес группы к активу, но не стал комментировать предложение Сечина.

Это право собственника пакета, кому и как продавать НМТП, говорит представитель «Транснефти».

«Роснефти» акции НМТП как зайцу пятая нога, у госкомпании нет ни опыта управления подобными активами, ни экономической заинтересованности в покупке доли«, — удивляется директор агентства Infranews Алексей Безбородов, а само предложение передавать государственный актив государственной же компании противоречит самой идеи приватизации. По мнению Безбородова, Сечин или пытается затянуть приватизацию, или разыгрывает политическую карту против «Транснефти» и Магомедова.

Путин недавно выступил за ограничение присутствия госкомпаний в капитале других хозяйствующих субъектов: надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России, писал председатель правительства и кандидат в президенты в статье, опубликованной в «Ведомостях». «Киты», по его словам, не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов. Но в резолюции, начертанной на письмо Сечина, Путин поручил Минэкономразвития, Росимуществу и Минтрансу рассмотреть идею и доложить согласованное предложение. Высокопоставленный чиновник Минэкономразвития говорит, что министерство против участия госкомпаний в приватизации, тем более — против продажи госдоли без конкурса.

Представитель министерства от комментариев отказался. Представитель Росимущества не знает о существовании инициативы Сечина. С представителями Минтранса вчера вечером связаться не удалось.

Представители «Роснефти» и РЖД (структуры которой приобрели около 5% порта при первичном размещении в 2007 г.) от комментариев отказались.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать