Несырьевому бизнесу обещаны стабильные налоги

Государство не будет повышать налоги на несырьевой бизнес до 2018 г., заявил президент Владимир Путин. Задача не выглядит невыполнимой – планы по повышению налогов сосредоточены в газовом секторе и потреблении
Е.Кузьмина/ Ведомости

Вчера президент Владимир Путин огласил бюджетное послание новому правительству. Бюджет должен стать инструментом развития, поэтому нужно наращивать расходы на инфраструктуру, образование и науку, сказал он. Однако дальнейшее усиление зависимости казны от цены на нефть также неприемлемо, заметил Путин, распорядившись направлять сверхдоходы от экспорта нефти и газа в резервные фонды (см. врез).

Главным посланием бизнесу стало обещание не повышать до 2018 г. налоги в несырьевом секторе. «Учитывая задачи по снижению сырьевой зависимости, накладывать на него какие-либо дополнительные обременения недальновидно, нерационально и опасно», – объяснил Путин, предсказуемость налоговой системы – одна из составляющих благоприятного инвестиционного климата.

В последние несколько лет государство как снижало налоги (например, налог на прибыль в кризис с 24% до 20%), так и повышало. Наиболее значимым стало повышение в 2011 г. страховых взносов с 26 до 34%. С 2012 г. их общая ставка была снижена до 30%, но из-за дополнительного 10%-ного сбора с высоких зарплат некоторые компании столкнулись даже с ростом нагрузки.

В целом по экономике налоговая нагрузка на бизнес в России в 2011 г. составила 35,6% ВВП, а без учета нефтегазового сектора – 25,5%, говорил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, это конкурентоспособный уровень. Однако в рейтинге Всемирного банка и PwC Paying Taxes – 2012, который учитывает не только ставки, но и качество налогового администрирования, Россия заняла 132-е место из 183. Работающая в России второй год компания отчисляет на налоги 46,9% прибыли, отмечается в докладе.

Отказ от повышения налогов – положительный момент, но неплохо было бы налоги снижать, считает руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян: «В Казахстане, Белоруссии и Латвии инвестиционный климат в целом и налоговый режим в частности более благоприятные, чем в России». Обещаний не повышать налоги недостаточно: налоговая нагрузка на несырьевой сектор в России слишком высокая для страны, которая хотела бы его развивать, замечает сотрудник крупной промышленной компании: например, эффективная ставка налога на инвестиции в основные средства в России составляет 25–26%, а в Европе – 8–9%. По мнению Данилова-Данильяна, эффект от моратория на рост налогов будет только в случае, если правительство успешно реализует им же одобренные «дорожные карты» улучшения инвестиционного климата.

Несмотря на серьезные социальные расходы и введение бюджетного правила, санирующего нефтегазовые сверхдоходы в резервных фондах, обещание Путина выполнимо, считает главный экономист Merrill Lynch в России Владимир Осаковский, можно повышать налоги в сырьевом секторе и на потребление. Правительство это и делает. В мае было объявлено о росте НДПИ на газ со следующего года – ставки на 2013 г. ведомства рассчитают к сентябрю, а с 2014 г. заработает формула, учитывающая цены на газ, расходы на его транспортировку и условия разработки месторождений, а также их доходность. На ближайшие два года запланирован и резкий рост акцизов на табак и алкоголь. По данным Минфина, сигареты подорожают в 2013 г. на 50%, в 2014 г. – еще на 45%; крепкий алкоголь – на 33 и 25% соответственно.

Другой источник доходов – повышение эффективности расходов, заявил вчера Силуанов: «Это дает возможность сэкономить и перераспределить ресурсы». Задача отраслевых министров – проанализировать действующий объем своих бюджетов, расставить приоритеты и определиться с расходами, от которых можно отказаться или перенести на более поздние сроки, сказал он.

Отказ от некоторых расходов – вопрос политической воли, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: можно сократить количество работников в бюджетной сфере, экономить на госзаказе. Еще одна мера – повышение качества администрирования налогов, замечает он: до трети зарплат по-прежнему выплачивается в конвертах.