Сокращение расходов на органы власти не затронет только ЦИК

ЦИК – единственный орган госвласти, расходы на который в разы вырастут в ближайшие два года. Деньги пойдут на закупку КОИБ для всех избирательных участков страны

Бюджетные расходы на обеспечение деятельности всех трех ветвей федеральных органов власти в ближайшие три года будут сокращены, это следствие оптимизации бюджетных расходов на 5%, следует из основных направлений бюджетной политики на 2013–2015 гг. (подробнее см. статью на стр. 01). В целом расходы уменьшатся с 183 млрд руб. в 2012 г. до 153,4 млрд в 2015 г. Почти вдвое, с нынешних 25,3 млрд до 12,5 млрд руб., в 2015 г. сократят ассигнования управделами президента, с 4,4 млрд до 2,7 млрд руб. – парламенту, c 121,6 млрд до 98,8 млрд руб. – федеральным министерствам и ведомствам.

Исключением станет ЦИК, расходы на обеспечение деятельности которого в 2013–2014 гг. вырастут почти в три раза, достигнув 9 млрд руб. Уже в 2013 г. ЦИК получит 5,5 млрд вместо нынешних 3,2 млрд руб.– прирост составит 172%, а в 2014 и 2015 гг. – по 9 млрд, это 163% к 2013 г. Деньги пойдут на реализацию программы ускоренного технического переоснащения избирательной системы, распоряжение о проведении которой премьер Владимир Путин подписал в мае 2011 г. Одна из основных статей программы – закупка ЦИК в 2013 и 2015 гг. почти 87 000 комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) – избирательных урн-сканеров, автоматически подсчитывающих результаты голосования. Цена одного комплекса из двух урн – около 55 000 руб.

На последних федеральных выборах было задействовано 5233 КОИБ, ими были оборудованы только 17% избирательных участков. После завершения программы переоснащения КОИБ будут оборудованы абсолютное большинство участков.

На прошлой неделе стало известно, что ЦИК временно приостановил закупку КОИБ, поскольку действующее программное оборудование может обрабатывать бюллетени длиной не более 182 строк – т. е. в бюллетене может быть не более 26 партий с тройкой лидеров списка для каждой партии в двуязычном варианте. Сейчас в Минюсте зарегистрировано уже 27. Проблема решается перепрограммированием КОИБ, средства на это заложены в программу переоснащения, сообщил зампредседателя ЦИК Леонид Ивлев.

До сих пор результаты голосования с участков, оборудованных КОИБ, оказывались ближе к итогам параллельного подсчета независимыми наблюдателями, но нет гарантии, что при массовом применении КОИБ не появятся новые технологические способы вмешательства, опасается эксперт ассоциации «Голос» Александр Кынев. КОИБ позволяет избежать арифметических ошибок, но никак не влияет на другие механизмы фальсификаций, например на голосование за непришедших или по принуждению, отмечает эксперт.