Дворкович поспорил с Сечиным о судьбе государственных энергоактивов

Вице-премьер Аркадий Дворкович обнародовал свое письмо президенту Владимиру Путину по приватизации ТЭКа
Игорь Сечин и Аркадий Дворкович/ Д.Гришкин/ Ведомости

Еще недавно без санкции бывшего вице-премьера Игоря Сечина не принималось ни одно решение в отрасли, однако сейчас нынешнего главу "Роснефти" пытается оттеснить от прямого влияния на государственное регулирование нефтегазовой и электроэнергетической сфер вице-премьер Аркадий Дворкович. Новый куратор отрасли обнародовал свои предложения относительно планируемой приватизации ТЭКа, которые он описал в письме в адрес президента Владимира Путина.

«Ведомости» запросили у секретариата Дворковича текст письма. В секретариате ответили, что несмотря на то, что служебная переписка чиновников обычно является закрытой для публики и обычно не становится предметом общественного обсуждения, на этот раз из-за того, что доклад обсуждается в СМИ, его решено передать для опубликования полностью. Это нужно для избежания некорректных интерпретаций и искажения смысла», - объяснил представитель Дворковича.

Глава "Роснефти" Игорь Сечин выступил автором непростой схемы приватизации энергокомпаний. Главное звено этой схемы — государственная компания «Роснефтегаз», председателем совета директоров которой теперь работает Сечин. Он предложил использовать средства «Роснефтегаза» (к концу года на счетах должно быть около 100 млрд руб.) для докапитализации приватизируемых энергоактивов. Например, провести объединение двух сетевых компаний — ФСК и «Холдинга МРСК» — на базе «Роснефтегаза», создав подконтрольную ему Национальную сетевую компанию. Или выкупить дополнительные эмиссии акций двух крупных генерирующих компаний — «Русгидро» (объединяет почти все ГЭС) и «Интер РАО».

Дворкович еще в июле заявил, что участие «Роснефтегаза» в объединении ФСК и «Холдинга МРСК» не получило одобрения. Тогда же Дворкович поставил под сомнение и необходимость инвестиций госхолдинга в «Русгидро», объявив, что акции этой компании интересны не только «Роснефтегазу», но и другим компаниям — например, ВЭБу или Российскому фонду прямых инвестиций.

Дворкович считает, что схема Сечина против интересов страны: «объединение на базе Национальной сетевой компании, предложенной к созданию «Роснефтегазом», «по сути является приватизацией государственных компаний в связи с отчуждением пакетов акций из собственности Российской Федерации», что потребует изменений действующего законодательства <…> повлечет потерю управляемости сетевым комплексом со стороны государства и осуществления соответствующих контролирующих функций по вопросам, связанным с обеспечением надежного и бесперебойного энергоснабжения конечного потребителя, оперативным реагированием на чрезвычайные ситуации в энергосетевым комплексе» (полный текст письма читайте ниже).

Дворкович предложил другую схему консолидации энергоактивов. Она гораздо проще и не требует участия "Роснефтегаза»: ФСК и «Холдинг МРСК» (без "дочек") переходят на единую акцию либо государство вносит свой пакет акций холдинга (55,9%) в уставный капитал ФСК. Для генерирующих госкомпаний Дворкович придумал такую схему: провести допэмиссию «Русгидро» в пользу государства, а следом продать ей акции «Иркутскэнерго» напрямую (как изначально и предполагалось). Все эти «мероприятия» государство может оплатить из средств того же «Роснефтегаза», которые он должен перечислить в качестве дивидендов (50 млрд руб. за 2011 г.) своему единственному акционеру — государству.