Президент готов расширить Совет по правам человека в полтора раза

Владимир Путин предложил расширить Совет по правам человека в полтора раза, но с президентом теперь будет регулярно встречаться только президиум из трех-пяти человек. Реформа выхолостит совет, опасаются правозащитники

Председатель совета Михаил Федотов в четверг представил Путину список из 45 кандидатов на 13 вакантных мест в президентском совете, которые образовались после выхода экспертов и правозащитников. Список был сформирован по итогам интернет-консультаций и с учетом позиции действующих членов совета. Список Федотова не полностью совпал с лидерами консультаций: так, совет рекомендовал назначить Валерия Борщева из наблюдательной комиссии по сизо и тюрьмам, который занял только четвертое место, и не включил в свой список «пятидесятника» Владимира Ряховского, который стал первым. Кроме того, Федотов просил не включать в совет вошедших в тройки членов Общественной палаты (Анатолия Кучерену, Иосифа Дискина, Николая Сванидзе), чтобы не дублировать их общественные функции.

Представляя президенту номинантов, Федотов отмечал, кого из каждой группы рекомендует сам совет и почему: так, доктор Елизавета Глинка успешно работает с бездомными, судья в отставке Сергей Пашин – один из авторов судебной реформы, Павел Чиков из «Агоры» эффективно отстаивает права человека в судах.

Но Путин не вполне согласился с этой логикой. Многие кандидаты – хорошие специалисты, признал Путин, но предложил включить в совет только трех лидеров консультаций, расширив состав совета с нынешних 40 человек до 60 (в этом случае Борщев в совет не попадает). Получится «достаточно большой хурал», пояснил президент. А чтобы он не потерял эффективности и каждый мог высказаться, Путин предложил создать в совете ротируемый президиум из трех-пяти человек, с которыми и будет ежеквартально встречаться президент: так работа совета станет более глубокой и осмысленной. Весь совет будет встречаться с президентом один-два раза в год. Это только предложение, уточнил Путин, Федотову надо обсудить его с членами совета.

Вряд ли президиум станет ограничивать самостоятельность членов совета, надеется кандидат в совет Андрей Бабушкин из «Комитета за гражданские права». Вышедшая из совета председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева опасается, что президиум будет чисто бюрократической формацией и затруднит донесение информации до президента рядовыми членами. Реформа выхолостит значение совета как площадки инакомыслящего меньшинства, он будет встроен в систему, как Общественная палата, согласна предшественница Федотова Элла Памфилова.

Сотрудник администрации возражает: это будет влиятельный орган, ему многое будет позволено, именно поэтому Кремль настаивал на всенародных выборах его членов, а не на кулуарных согласованиях.