Плохие дороги назвали главным тормозом экономики
Главным тормозом экономики стали плохие дороги, предупредил министр экономического развития Андрей Белоусов: произведенную продукцию трудно доставить потребителям. Решать проблему он предлагает за счет нефтедоходов, смягчив еще не принятое бюджетное правило. Это принесет более 1,5 трлн руб.Состояние наших дорог вскоре будет обесценивать все наши усилия по улучшению инвестиционного климата», – заявил Белоусов (интервью с ним см. на стр. 05). По его словам, из-за этого инвесторы отказываются от проектов (см. врез). Состояние автодорог ограничивает рост экономики, для решения вопроса требуется увеличить инвестиции в инфраструктуру с 3 до 4,5% ВВП, но не позволяет жесткий бюджет, обремененный долгосрочными обязательствами, говорит Белоусов и предлагает решение: потратить на инфраструктуру часть нефтедоходов – наполнять резервный фонд не до 7% ВВП, как предполагает бюджетное правило, а до 5%.
«С точки зрения рисков для бюджетной системы что 7%, что 5% – совершенно одно и то же. Но за счет этих 2% ВВП можно сократить долгострой и расшить узкие места в инфраструктуре», – рассуждает министр.
Бюджетное правило предписывает формировать бюджет исходя из средней за 10 лет цены на нефть (на 2013 г. – за пять лет, затем срок увеличивается на год). На его основе рассчитан бюджет на 2013–2015 гг., подписанный вчера президентом Владимиром Путиным.
После наполнения резервного фонда до 7% ВВП согласно правилу половина дополнительных доходов бюджета направляется в фонд национального благосостояния, вторая половина – на инфраструктурные проекты.
Минэкономразвития сразу настаивало на смягчении бюджетного правила, предлагая индексировать среднюю цену нефти на инфляцию и ограничить резервный фонд 5% ВВП. Но Минфин был против, и в июле Госдума приняла в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс, вводящие бюджетное правило. Этим дело пока ограничилось: в октябре Дума отложила дальнейшее рассмотрение поправок.
Член бюджетного комитета Михаил Сердюк вчера объяснил задержку тем, что правило не успели согласовать с другими законопроектами. Но сейчас обсуждается, не смягчить ли правило.
Многие в правительстве поддерживают позицию Минэкономразвития, рассказал «Ведомостям» высокопоставленный федеральный чиновник. Минфин по-прежнему согласен тратить нефтяную ренту на инфраструктуру, только если резервный фонд превысит 7% ВВП, как требует новое бюджетное правило, возражает министр Антон Силуанов.
Не поддерживает пересмотр бюджетного правила и премьер Дмитрий Медведев. «Это их совместная с президентом позиция», – утверждает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. Правда, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков говорит, что вопрос «находится в проработке».
Сейчас в резервном фонде около 3% ВВП (1,9 трлн руб. на 1 декабря). По расчетам Минфина, 7% ВВП резервный фонд достигнет к 2017 г., а 5% – уже по итогам 2014 г., если цены на нефть останутся, как в бюджете, подсчитал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Логику Минэкономразвития он считает ошибочной: важных задач много, но в их решении надо не исходить из объема необходимых расходов, а, наоборот, смотреть, что можно сделать в рамках ограничений, накладываемых бюджетным правилом.
Величину резервного фонда можно обсуждать, согласен Гурвич, но исходя не из того, что надо на что-то потратить нефтедоходы, а из того, какой объем резерва нужен для обеспечения безопасности бюджета: «Наши расчеты показывали, что именно 7% необходимо, чтобы застраховаться от всех достаточно вероятных рисков, но, может быть, хватит и 5%, если будут весомые аргументы».
Речь не о расходовании резервов, а о том, что суверенные фонды будут просто медленнее пополняться, поддерживает Минэкономразвития Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ: «Тогда уже с 2015 г. можно будет направлять значительные суммы на инфраструктуру, что актуальнее». 2% ВВП для строительства дорог не хватит, полагает Гурвич.
По прогнозу Минэкономразвития, в 2015 и 2016 гг. ВВП превысит 80 трлн и 90 трлн руб. соответственно.
Экономика стагнирует, ей требуется стимул, настаивает Чернявский, а «мы одновременно вводим консервативное бюджетное правило и сокращаем расходы на ее поддержку».
5% ВВП хватит в случае кратковременного падения цены нефти, считает он, а если уровень нефтяных цен изменится принципиально, не хватит никакого фонда.
По качеству инфраструктуры Россия занимает 100-ю строчку из 142 в рейтинге конкурентоспособности экономик Всемирного экономического форума, а по качеству дорог – 130-ю.
Пропускная способность растет медленно: в 2011 г. введено в эксплуатацию 350 км федеральных дорог, в этом – 230 км, за год федеральный бюджет потратил на дорожное хозяйство 392 млрд руб. План на следующий год – 450 млрд, а к 2015 г. в федеральном дорожном фонде должно быть уже 511 млрд. Это средства на содержание и строительство федеральных трасс, всего их 50000 км, при этом лишь треть соответствует нормативам качества.
При выделении средств из дорожных фондов приоритет не у строительства, а у ремонта, но он не повышает пропускную способность, заметил Белоусов.