Дума установит неизменные правила для себя

Парламент разработает конституционный закон о себе. Пользуясь большинством, единороссы навяжут правила работы следующей Думе, опасаются в КПРФ

Все для баланса. Сергей Нарышкин

«Считаю, что федеральный конституционный закон о Федеральном собрании мог бы стать существенным шагом на пути к балансу ветвей власти».

Президент Владимир Путин на встрече с депутатами в среду одобрил идею председателя Госдумы Сергея Нарышкина принять конституционный закон о Федеральном собрании – документ, регулирующий работу Думы и Совета Федерации. Деятельность исполнительной и судебной ветвей власти регулируется конституционными законами, а в регулировании законодательной ветви существует пробел: действующие законы касаются лишь депутатов и сенаторов, но не парламента как института власти, обратил внимание президента Нарышкин. «Я лично ничего против не имею, готов поддержать», – сказал Путин.

Законопроект существует только на уровне идеи, в Госдуме не обсуждался, сказали «Ведомостям» сотрудник аппарата и депутат. Нарышкин высказал свою точку зрения, ведь многие ведомства имеют такой закон, а парламент – нет, говорит его представитель Евгения Чугунова, однако наполнение и конкретику еще предстоит тщательно прорабатывать.

В документе, регулирующем деятельность собрания, может идти речь о возведении в ранг конституционного закона регламентов Госдумы и Совета Федерации, не исключает один из собеседников «Ведомостей» в Госдуме. Так же инициативу Нарышкина понял Путин – прежде чем поддержать идею, он предупредил собеседника, что в случае принятия такого закона работать думскому большинству станет сложнее: «Регламент не удастся менять в зависимости от текущей политической конъюнктуры».

Действующие регламенты имеют статус подзаконных актов и могут легко меняться по решению думского большинства, напомнила доктор юридических наук, член Общественной палаты Елена Лукьянова. Изменить конституционный закон, статус которого получит закон о Федеральном собрании, можно будет только конституционным большинством голосов. В Советском Союзе регламент уже был законом, это было прямо записано в Конституции 1977 г., напоминает Лукьянова.

С помощью регламента легко манипулировать парламентом, отмечает эксперт. В конце прошлого года Лукьянова доказывала в Конституционном суде, что Геннадия Гудкова лишили мандата незаконно. Ради его изгнания единороссы хотели предусмотреть в регламенте Госдумы процедуру несудебного лишения мандата, но позже сами признали такую поправку неконституционной и обошлись без нее.

Сама идея закона о Федеральном собрании правильная: его функции и положения не отражены полностью в Конституции, а многое решается внутренними постановлениями, говорит зампред комитета по конституционному законодательству Вадим Соловьев (КПРФ). Возможно, в законе надо было бы четко прописать правила лишения мандата, статусы депутатских групп и фракций, одномандатников (которые возвращаются), считает коммунист. Но неизвестно, какие правила единороссы могут установить сейчас, пока у них вместе с попутчиками набирается конституционное большинство, опасается Соловьев.