Путин против выкупа акций у миноритариев

Президент не видит смысла выкупать миноритарные пакеты крупных добывающих компаний; в России это действительно так, говорят эксперты
Smartmoney

Отвечая на предложение лидера КПРФ Геннадия Зюганова, выступившего в пятницу на Госсовете, национализировать ресурсный сектор, Путин напомнил, что контрольные пакеты акций таких компаний, как «Роснефть», «Газпром», «Транснефть», и так находятся в руках государства. «Выкупать у наших миноритарных акционеров их пакеты, даже если это не один-два, а 5, 10 15, 20%, уводить эти компании с мирового рынка, понизить их привлекательность, повысить для них уровень банковских ставок по кредитам – вот какой будет результат. Я думаю, что это так называемые контрпродуктивные действия», – отрезал Путин, слова которого передал «Интерфакс».

«Даже от Судана и Эфиопии до Венесуэлы люди перестали обсуждать тему национализации природных ресурсов. Потрясающе, что в 2013 г. светлые головы российского депутатского корпуса даже озадачиваются такими идеями», – "восхищается" управляющий партнер «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский. Ответ Путина очевиден, добавляет он: «Зачем покупать то, что тебе уже давно принадлежит, обложено налогами, тобой контролируется и в любой момент может быть отобрано без каких-либо других корпоративных действий». В этом смысле платить деньги за то, что уже де-факто принадлежит государству, безусловно, неразумно, заключает эксперт.

Среди последних историй о взаимоотношениях с государством миноритариев сырьевых и связанных с транспортировкой нефти компаний – решение совета директоров «Транснефти», который на прошлой неделе рекомендовал увеличить общий размер дивидендов, но выплаты частным акционерам – сократить, и «ТНК-BP холдинг», совет директоров которого уже четвертый раз не может утвердить рекомендации по дивидендам за прошлый год.

На прошлой неделе президент государственной "Роснефти" Игорь Сечин предостерег миноритариев «ТНК-BP холдинга», что им не стоит ждать существенных дивидендов за 2012 г.: они могут рассчитывать на выплаты по корпоративным стандартам «Роснефти» только с 21 марта, когда госкомпания стала владельцем актива. Cразу же после покупки ТНК-BP в прошлом году совет директоров «Роснефти» одобрил привлечение у ее структур почти $10 млрд в виде займов. «Это все наши деньги», — заявлял Сечин, когда только договорился о сделке.

Все это вызвало резкую критику со стороны миноритарных акционеров «ТНК-ВР холдинга» (им принадлежит около 5% компании). Чтобы успокоить их, Сечин встретился с ними в середине апреля. Тогда он допустил, что дивидендная политика «ТНК-ВР холдинга» будет такой же, как в «Роснефти»: 25% чистой прибыли по МСФО. Миноритарии «ТНК-ВР холдинга» не раз указывали на беспрецедентную жесткость "Роснефти", но всегда признавали, что «Роснефть», по сути, им ничего не должна и не брала на себя обязательств выкупать или обменивать их акции.