Правительство не рассталось с планами построить мост через Керченский пролив

Правительство России не отказалось от идеи построить мост через Керченский пролив. Осталось заручиться согласием Украины
К. Беднов/ PhotoXPress

Россия и Украина договори­лись построить мост через Керченский пролив в 2004 г., проект инициировала Украина, вспоминает Виталий Лукьяненко, пресс-секретарь премьер-министра Украины Николая Азарова, но проект приостановился по политическим причинам.

В 2010 г. Россия и Украина подписали меморандум о взаимопонимании по организации строительства моста. Проект включен в Транспортную стратегию до 2030 г.: к 2015 г. должно завершиться проектирование, на 2016–2030 гг. намечено строительство.

В России проект продвигает Внешэкономбанк, говорит федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. Мост через Керченский пролив упоминается в отчете Внешэкономбанка об экономическом положении Украины и перспективах его деятельности в стране. Внешэкономбанк рассмат­ри­вает возможность финансировать подготовительные работы: инженерные изыскания, технико-экономическое обоснование, финансовую модель и конкурсную документацию, говорит представитель банка.

Росавтодор также заинтересован в проекте и даже представлял его на саммите Международного транспортного форума в Лейпциге, рассказывает чиновник ведомства. О взаимодействии должны договориться Минтранс и министерство инфраструктуры Украины, говорит представитель Росавтодора. Минтранс отправил предложения, осталось дождаться ответа Украины, говорит представитель ведомства.

Стоимость моста еще не определена, заявили представители Внешэкономбанка и Росавтодора, разработано техническое задание, его должна согласовать Украина.

Украина весьма заинтересована в мосте, уверяет Лукьяненко: «Есть воля делать этот проект активно, энергично, решать и технические, и прочие вопросы в конструктивном духе». Представитель министерства инфраструктуры Украины не ответил на запрос «Ведомостей».

В 2010 г. длина мостового перехода оценивалась в 4–5 км. Мост будет дорогостоящим, замечает директор по развитию «Трансстроя» Павел Турбанов: предварительно называлась цена в $1 млрд. Чтобы привлечь инвестиции, можно было бы использовать государственно-частное партнерство, рассуждает он, но тогда мост должен стать платным или придется предусмотреть платежи государств за его эксплуатацию. Целесообразным будет совмещение автомобильного и железнодорожного мостов, уверен он: когда закончатся изыскания и будет готов проект, заинтересуются и инвесторы. В России найдутся компании, которым проект по плечу, к ним относится и «Трансстрой», заключает Турбанов.

Экономический эффект от моста может быть лучше, чем от моста через реку Лена в Якутске, замечает федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру: хотя бы будет востребованным.

Сейчас российский порт Кавказ (см. карту) с украинским портом Крым соединяют паромы: пас­сажиров и автомобили переправ­ляет украинская госкомпания «Кер­чен­ская переправа» (1,2 млн пассажиров в 2012 г.), а грузовые вагоны – российская «Анрусстранс» (590 500 т грузов в 2011 г.).

Мост нужен, но среди приоритетов в инфраструктуре в России он далеко не на первом месте, замечает директор региональной прог­рам­мы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: пока он ближе к категории таких фантазийных проектов, как мост на Сахалин или тоннель от Чукотки до Аляски.