Элла Памфилова выступила против принятия ужесточающих поправок в закон о митингах

Омбудсмен Элла Памфилова раскритиковала жесткие поправки в закон о митингах. Но ее критику никто не услышит, полагают эксперты

Поводом для заявления Эллы Памфиловой, опубликованного вчера на ее официальном сайте, стали разработанные единороссом Александром Сидякиным поправки к закону о митингах, одобренные Советом Федерации 9 июля, но пока еще не подписанные президентом. Если документ вступит в силу, то за неоднократное нарушение порядка организации или участия в митинге можно будет получить до пяти лет лишения свободы или штраф в размере от 600 000 до 1 млн руб.

По мнению уполномоченного по правам человека, эти поправки являются преждевременными, поскольку не обеспечен конституционный механизм реализации права на свободу собраний.

Законодательство в этой сфере действительно требует изменений, но по другим основаниям, считает Памфилова, - до сих пор не исполнены два решения Конституционного суда.

Так, постановление от 5 декабря 2012 г. предписывало учесть особенности деятельности религиозных организаций: в июне 2013 г. соответствующий законопроект был внесен правительством, в ноябре принят в первом чтении, но с тех пор лежит без движения. «В законопроекте есть проблема, связанная с помещениями религиозных организаций: если оно у них в собственности, то там можно проводить митинги, не уведомляя органы, а это небезопасно», - поясняет председатель думского комитета по делам общественных организаций Ярослав Нилов. По его словам, работу над этим проектом контролирует Минюст, «поправки будут осенью». Памфиловой нужно было выступить раньше, ведь все оппозиционные партии голосовали против поправок Сидякина, напоминает Нилов. Теперь же президент должен наложить вето на закон, одобренный Госдумой и Советом Федерации, - это бесперспективно, уверен депутат.

В заявлении Памфилова сообщает, что не исполняется и постановление Конституционного суда от 14 февраля 2013 г., по которому законодатели должны были снизить минимальные штрафы, а регионы - выделить места под «гайд-парки». «Данные о создании гайд-парков нам предоставили пока 50 регионов, у остальных этого нет», - рассказала «Ведомостям» Памфилова. По ее мнению, поправки Сидякина не согласуются и с заключением Венецианской комиссии, рекомендовавшей отразить в законе о митингах такие принципы, как «презумпция в пользу проведения собраний», «пропорциональность» и «отсутствие дискриминации». «Депутаты набрали такие обороты в принятии законов, что мы действительно не успевали заняться всем, но я считаю, что не поздно вернуть ситуацию», - говорит Памфилова.

Исполнять решения Конституционного суда стало проблематичнее, согласен профессор Высшей школы экономики Илья Шаблинский: «Судьи попытались поправить наиболее человеконенавистнические нормы, но законодатели не прислушались даже к скромным пожеланиям». Никто не несет ответственности за неисполнение решений, поэтому законодатели могут оттягивать их бесконечно, пока не дадут команду из администрации, полагает эксперт. Наблюдается расхождение между тем, что происходит на практике, и тем, что должно происходить по закону, отмечает политолог Дмитрий Орешкин: суды не конфликтуют с властью, решения Конституционного суда приняты в вегетарианское время, сейчас никто не собирается их исполнять. «Памфилова в тяжелом положении, она может мягко призывать к благоразумию, но от нее почти ничего не зависит», - убежден эксперт.