Спецназовцы ГРУ активно действуют на востоке Украины, считают западные специалисты

Спецназовцы из Главного разведывательного управления России активно действуют на востоке Украины, считают западные специалисты

В аудитории одного из военных учебных заведений в Москве на металлической скамье, установленной на возвышении, стоят 12 портретов в одинаковых рамках. Перед каждым - букет из шести розовых и красных роз. По словам человека, который очень хорошо знает российское разведывательное сообщество и показал Financial Times фотографии c июльской траурной церемонии, они были оперативниками спецслужб. Все они в последние недели погибли на Украине. Официально они находились в отпусках.

Определить место, где были сделаны фотографии, нельзя. Однако трех человек можно идентифицировать независимым способом как действующих служащих военных разведывательно-диверсионных частей; об этом можно судить по изображениям из открытых источников, на которых они видны во время прохождения боевой подготовки и в форме. Кроме того, тела двоих были среди тел, которые журналист «Новой газеты» сфотографировал в июне, когда фура с надписью «200» (т. е. «груз 200») пересекала украинско-российскую границу.

Киевские военные с апреля заявляют, что Россия не только поставляет оружие сепаратистам, но и проводит собственную тайную военную кампанию, используя сотрудников спецслужб и разведки. Кремль всегда опровергал эти утверждения.

Западные специалисты в области разведки согласны с оценками Киева. Сотрудники российских спецслужб, «без сомнения», активно действуют на востоке Украины, сказал высокопоставленный сотрудник британских спецслужб. Несколько фотографий, которые удалось найти в соцсетях, свидетельствуют, что они используют комплект боевой экипировки «Ратник»; его поставки в российскую армию должны начаться в этом году, а пока он используется только в подразделениях спецназа. «Это люди, которые работают точно, быстро, а затем исчезают», - рассказывает высокопоставленный офицер военной разведки НАТО. «Они могут воевать, но подготовлены и для ведения разведдеятельности, организации повстанцев, контрабанды оружия, ведения партизанской войны», - говорит Игорь Сутягин, эксперт по российским вооруженным силам и разведслужбам из лондонского Royal United Services Institute. По открытым источникам ему удалось собрать данные о деятельности российских спецназовцев на востоке Украины.

Их использование указывает на то, что одним из главных организаторов операции является Главное разведуправление (ГРУ); его руководитель Игорь Сергун был в числе первых, кого коснулись западные санкции. В распоряжении ГРУ восемь наземных бригад спецназа, а также 45-й отдельный полк специального назначения ВДВ - элитное подразделение из 700 «голубых беретов». Двое из запечатленных на фотографиях во время траурной церемонии в Москве служили в 45-м полку.

По словам одного представителя западной разведки, почти нет сомнений в том, что ГРУ осуществляет крупные поставки оружия ополченцам. Зачастую это не российское оружие, а, например, польские переносные зенитно-ракетные комплексы Grom, которые ГРУ захватило в 2008 г. в Грузии.

«Речь идет о подрывной деятельности, о шпионаже с ограниченным и скрытым использованием спецслужб, - говорит Найджел Ин­к­стер, бывший директор по оперативной и разведывательной деятельности британской разведки MI6, который сейчас возглавляет подразделение транснациональных угроз в Международном институте стратегических исследований. - Это необъявленная война».