Россия потребовала для каждой страны права управлять интернетом на своей территории

У России, как и у других стран, должна быть возможность управлять интернетом на своей территории, заявил министр связи Николай Никифоров
Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций/ Андрей Махонин/ Ведомости

Вчера Никифоров выступил на конференции Международного союза электросвязи (МСЭ) с политическим заявлением, сообщило Минкомсвязи. Проникая в жизнь людей, интернет «не только открывает новые возможности, но и делает мир все более уязвимым», проинформировал Никифоров коллег из других стран. Причем «речь идет не только о вмешательстве в частную жизнь людей», а о «дестабилизации политической ситуации в целых регионах», заявил он. Велик и риск «умышленного нарушения работы национальных сегментов сети или полного отключения стран от интернета без объяснений и без ссылок на нормы международного права».

Все эти угрозы актуальны не только для России, но и для других стран, уверен Никифоров. В подтверждение своих слов он привел информацию, раскрытую бывшим сотрудником Агентства национальной безопасности США Эдвардом Сноуденом, о том, как в 2012 г. от интернета оказалась на время отключена Сирия. Никифоров предложил представителям всех стран обсудить сложившуюся ситуацию в рамках ООН и изменить ее так, чтобы государства обрели «суверенитет в интернете». А начать министр предложил с принятия «международной конвенции по управлению интернетом», разработанной Россией.

«Потенциальные уязвимости» российское государство видит и в работе системы доменных имен, а также считает актуальной угрозу «искажения информации в базе данных регистратур», что делает невозможной проверку маршрутно-адресной информации. Все это угроза единству сети, резюмировал Никифоров.

«Когда началась церемония открытия конференции, у всех нас в зале отключился доступ в интернет и все телефоны, - приводит слова российского министра пресс-служба Минкомсвязи. - Кто это сделал? Это сделал бизнес? <...> Нет, это сделало государство, на территории которого мы с вами находимся (Южная Корея. - «Ведомости»). И сделало это для безопасности. Кто-то в зале встал и выразил протест? Нет. Очевидно, что бессмысленно отрицать роль государств в управлении инфраструктурой ИКТ (информационно-коммуникационные технологии. - «Ведомости»)».

Интернет-доступ по каналу WiFi в зале действительно на некоторое время отключился, рассказывает участник конференции, а телефонная связь была отключена, лишь когда в зал входил президент Южной Кореи. Аудитория не поняла, что хотел сказать российский министр, считает собеседник «Ведомостей»: связь выключил не кто-то посторонний, а сама Южная Корея, и не ясно, какого суверенитета ей для этого не хватило.

Россия последовательно заявляла, что нельзя игнорировать роль государств в управлении инфраструктурой интернета, - чиновники Минкомсвязи говорили об этом и участвовали в разработке соответствующих документов еще в 2012 г. на конференции МСЭ в Дубае, обращает внимание источник в министерстве. Хотя главная цель нынешней конференции - избрать руководство МСЭ на ближайшие четыре года, Россия сочла возможным заявить о своей позиции снова и очень многие страны ее поддерживают, утверждает он.

Два года назад на конференции в Дубае несколько стран, включая Россию, предложили внести ряд изменений в регламент МСЭ: разрешить странам - участницам союза самостоятельно управлять веб-адресацией и доменными именами на своих территориях. Тогда Россию поддерживали Китай, Иран, Судан, Саудовская Аравия, Алжир, Бахрейн, но США, Канада, Австралия и часть стран Евросоюза выступили против. На сей раз, говорят участник конференции и сотрудник западной некоммерческой организации, Китай предложение России не поддерживает.

Правда, в сообщении МИДа о результатах прошедших в октябре 2014 г. российско-китайских межведомственных консультаций говорится, что представители двух стран подчеркнули «необходимость интернационализации управления сетью интернет, обеспечения равных прав государств на участие в этом процессе, а также их суверенного права на управление сетью интернет в своем национальном сегменте».

В документах, поданных в МСЭ Региональным содружеством в области связи (объединяет Россию и страны СНГ), говорится, что нынешняя система управления интернетом не предусматривает равноправного участия в ней всех заинтересованных сторон, в том числе и государств: «отсутствие международного правового регулирования интернета не позволяет обеспечить соблюдение прав человека на неприкосновенность личной жизни, защиту персональных данных, а также соблюдение интересов и прав всех слоев общества и государств в целом, что значительно снижает уровень доверия и безопасности при использовании интернета и может привести к его фрагментации».

Вопрос защиты рунета от возможных провокаций извне обсуждался в начале октября 2014 г. на заседании Совета безопасности России. Помощник президента Игорь Щеголев докладывал президенту Владимиру Путину о результатах летних учений, целью которых было выяснить, насколько устойчив российский сегмент интернета к внешним воздействиям. Оказалось, что рунет скорее неустойчив. А в недавнем интервью сайту d-russia.ru Щеголев объяснил, почему это так: «Ключевые элементы интернета находятся за пределами России и не управляются нами». Присвоение имен и адресов происходит по правилам организации ICANN, а «она не только является юридическим лицом, созданным по законодательству США, но и <...> контролируется министерством торговли этой страны», напомнил Щеголев. В результате доступ к любому сайту может быть заблокирован на любом этапе. «В конечном счете рунет может быть блокирован целиком», - резюмировал Щеголев и призвал создать в России «ключевую инфраструктуру интернета», включая национальные корневые серверы и национальную систему маршрутно-адресной информации.

Представитель ICANN не стал комментировать заявления Никифорова и Щеголева. А человек, близкий к этой организации, возразил: ICANN не управляет национальными сегментами интернета. Это делают аккредитованные организации, в России - Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ).

В России в правовом смысле интернетом управляет Минкомсвязи (ранее уведомившее ICANN, что доменными именами в нашей стране занимается КЦ), говорит представитель координационного центра. А КЦ работает по договору с Минкомсвязи. ICANN распределяет доменные адреса по странам - на этом ее функции и заканчиваются, доменными именами управляет сама страна, отмечает представитель КЦ.