Бизнес все еще надеется убедить президента провести деофшоризацию по мягкому сценарию

Бизнес все еще надеется убедить президента провести деофшоризацию по мягкому сценарию. Чиновники пообещали РСПП встречу с президентом
Максим Стулов/ Ведомости

Бизнес предпримет еще одну попытку добиться смягчения антиофшорного законопроекта, обязывающего российских резидентов платить налог с нераспределенной прибыли контролируемых ими иностранных компаний (КИК). По инициативе РСПП в конце октября может пройти встреча в узком составе у президента, рассказали два федеральных чиновника, участвующих в выработке налоговой политики. На встрече в администрации президента чиновники действительно пообещали это, подтверждает член РСПП.

Неделю назад Владимир Путин поддержал базовую версию проекта, подготовленную Минфином, рассказывали два федеральных чиновника и член РСПП. Но представителей РСПП на том совещании не было, хотя летом президент РСПП Александр Шохин просил взять его на такую встречу, объясняет член РСПП. Поэтому в пятницу на совещании у помощника президента Андрея Белоусова Шохин попросил дать ему возможность донести свои возражения до Путина, рассказывают чиновники.

Пока в расписании президента такой встречи нет, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Представитель РСПП отказался от комментариев.

РСПП будет настаивать на сужении сферы применения нового инструмента, рассказывают член РСПП и два чиновника. Сужать ее РСПП предлагает тремя способами. Первый - повысить долю в капитале, при которой российский резидент считается контролирующим компанию. Сейчас в проекте есть два варианта: налог платит либо каждый собственник 10% компании (если более 50% принадлежит россиянам), либо владелец более 25%. Еще сентябрьская версия проекта предусматривала двухлетний переходный период - налоги с доходов КИК платят владельцы более 50% актива (с учетом аффилированных лиц). РСПП как минимум будет настаивать на возвращении переходного периода, как максимум - на сохранении 50%-ного порога, рассказывает член РСПП.

Второй способ ограничить применение закона - расчет ставки налога для КИК, от которой зависит, придется ли ее владельцам платить налог в России. По проекту это произойдет, если эффективная ставка, по которой КИК платит налог за границей, на 75% меньше средневзвешенной ставки, по которой КИК платила бы налог в России, - от 13 до 20% в зависимости от доли дивидендов в доходах компании. Бизнесу это не нравится, он будет настаивать на сравнении не со средневзвешенной, а с эффективной ставкой (т. е. с учетом всех льгот по дивидендам), подчеркивает член РСПП. Если брать средневзвешенную ставку, под налог попадают структуры с Кипра, где эффективная ставка может достигать нуля, объясняет партнер PwC Екатерина Лазорина. Если сравнивать эффективные ставки, то благодаря российским льготам для дивидендов многие компании смогут избежать налога, добавляет она.

Третье требование РСПП - вывести из-под налога публичные компании, как иностранные, так и российские. Сначала Минфин сделал исключение только для иностранных компаний, но бизнес просил уравнять условия и Минфин прислушался - распространил налог и на российские, и на иностранные, иронизирует член РСПП. Об этом говорил и замминистра финансов Сергей Шаталов.

Есть много и других предложений РСПП, например вывести из-под налога трасты, говорят собеседники «Ведомостей». Нужно дать другое определение трастов, описать исключения для структур, которые создаются не для вывода капитала из России, а для других целей, настаивает член РСПП.

Если удовлетворить все требования РСПП, то закон не заработает, говорит чиновник, участвующий в обсуждении налоговой политики: «И сейчас не платят налоги с офшорных доходов, и потом не будут». Последняя версия и так получилась мягче, чем все предыдущие, отмечал Шаталов, РСПП считает ее жесткой, поскольку она не в полной мере соответствует пожеланиям РСПП. Минфин боится: непонятен масштаб укрываемой прибыли, сравнивать эффективные ставки будет сложно, есть возможность для манипуляции, объясняет другой чиновник.