Венедиктов рассказал о последних переговорах с Лесиным про Плющева


Главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов провел 12 ноября переговоры с гендиректором и председателем правления холдинга "Газпром-медиа" Михаилом Лесиным по судьбе журналиста Александра Плющева. Венедиктов сказал Slon, что встреча прошла по его инициативе и они договорились продолжить обсуждение проблемы. Он дал понять, что до окончания переговоров они условились не принимать резких решений.

Плющев на этой неделе в эфир не выйдет: он попросил снять его с эфира в среду, пятницу и субботу, поскольку он должен вести церемонию Internet Media Awards. "Сейчас у нас некоторая передышка, чтобы переоценить ситуацию - как политическую, так и юридическую", - добавил Венедиктов. Он подчеркнул, что в этой ситуации он недоволен нарушением своих прав как главного редактора: журналиста уволила гендиректор радиостанции Екатерина Павлова по требованию Лесина, тогда как устав "Эха" допускает увольнение журналистов только по представлению главного редактора.

Александр Плющев 6 ноября получил приказ об увольнении после неудачного сообщения в личном микроблоге в Twitter. Венедиктов считает приказ не имеющим силы, так что журналист дважды выходил в эфир уже после подписания этого приказа. На радиостанцию его не пускает охрана по распоряжению гендиректора. В эфир он выходил из дома.

Лесин несколько раз звонил Венедиктову 5 ноября, требуя увольнения журналиста, рассказывал ранее главред "Эха". Slon он рассказал, что гендиректор "Газпром-медиа" периодически звонит с замечаниями к содержанию сайта. "За этот год, если убрать наши крики и споры о редакционной политике и моем плохом характере вообще, то претензий было всего четыре-пять", - подсчитал он. Он напомнил, что Лесин был против интервью с Навальным, поскольку не знал о снятии запрета на общение политика с журналистами. Также он несколько раз обращал внимание на мат в комментариях на сайте, который редакция не замечала. Также Лесин был против намерения Венедиктова взять интервью у руководителя МВД Украины Арсена Авакова. В результате главред "Эха" все же беседовал с Аваковым, но интервью, по его словам, не получилось. Еще по требованию Лесина с сайта "Эха" убрали оскорбительную надпись про беременность главреда RT Маргариты Симоньян.

Венедиктов дал понять, что имеет представление, с какого уровня идет давление на радиостанцию и кто именно обсуждает ситуацию с "Эхом". Назвать имена он отказался, но обещал это сделать, когда у него вместо "представлений" появится знание и "ситуация изменится". По его мнению, это не президент Владимир Путин и не Лесин, поскольку этим людям было бы легко закрыть "Эхо", если бы у них было такое желание. "Эхо Москвы", как он считает, раздражает нынешнюю элиту, у которой сейчас запрос на единомыслие и единые информационные потоки, и раздражает тех, кто отвечает за информационную политику в стране.

Венедиктов считает, что история с телеканалом "Дождь", который пострадал из-за опроса о блокаде Ленинграда, была на самом деле направлена против "Эха Москвы" и него лично. "Путину было доложено, что это программа «Дилетанты», которую Венедиктов делает на «Дожде». И когда выяснилось случайно, что это не я, что меня в этот момент там не было, то решили наказать других", - заявил он и добавил, что знает, кто это сделал.

Также он считает, что закон, ограничивающий владение иностранцами СМИ, "не про "Ведомости", которые "могут легко быть иностранным СМИ", а про "Эхо", для которого это проблема.

"Мне говорили впрямую. Фразу «Леша, тебе конец» мне сказали в день внесения закона. Люди, которые знали, кто вносит и для чего", - поделился Венедиктов. "Потому что наличие 33% в иностранной компании как раз не позволяет менять устав, и это для того, чтобы главный редактор мог контролировать редакцию. Для того, чтобы изменить устав, нормы устава, о которых мы говорим, акционеру нужно 75%, а у него сейчас 66%. Снос и размыв пакета может привести к тому, что в руках «Газпром-медиа» будет сосредоточено больше 75%. Если по закону, то мы не против. Но вот принят закон, и мне впрямую сказано: «Вот сейчас ты попрыгаешь». Не прямо сейчас, конечно, а в семнадцатом году", - объяснил он. Он добавил, что этот законопроект внесли в Думу те же депутаты, что и разработали поправки о запрете рекламы на кабельном телевидении. От запрета рекламы, по его словам, "в первую очередь выиграли федеральные каналы, в том числе и «Газпром-медиа»", и "единственный, кто публично занял позицию, - Михаил Лесин".

В этом же интервью Венедиктов заявил, что у него и Владимира Гусинского общая компания, которая контролирует 33% "Эха Москвы": "18% из них - мои". Дивиденды, по его словам, он тратит в свое удовольствие и миллионером не стал. "Хотя, если говорить о рублевых миллионерах, то, конечно, стал. Особенно после того, как мне вернули задолженность по зарплате за полгода. Был миллионером, но сейчас все подтаяло".

Без зарплаты главный редактор радиостанции работал несколько месяцев в 2014 г., когда после смены гендиректора с ним долго не подписывали контракт. Также в 2014 г. "Эхо" впервые работало без утвержденного годового бюджета, рассказал он. Журналистам, по его словам, платили за работу, но проблема была в развитии радиостанции. Прокомментировал Венедиктов и грядущий переезда "Эха" в бизнес-центр "Даниловская мануфактура", который предложил главный акционер радиостанции: "Логистика с «Даниловской мануфактурой» такова, что мне несколько авторов, которые не получают деньги от «Эха», а являются постоянными гостями в «Особом мнении», сказали, что не будут тратить четыре часа на подъезд и отъезд. А это значит, что мне нужно иметь мобильные студии в центре, а значит, мне надо заложить на это бюджет".