Госдума разрешит правозащитникам посещать пункты для высылаемых мигрантов

Максим Стулов/ Ведомости

Госдума разрешит правозащитникам посещать пункты для высылаемых мигрантов. Соответствующие поправки в закон об общественном контроле, внесенные в мае Ярославом Ниловым (ЛДПР), Михаилом Маркеловым («Единая Россия») и Александром Тарнавским («Справедливая Россия»), вчера одобрил комитет по делам общественных объединений. Согласно проекту перечень «лиц, находящихся в местах принудительного содержания» дополняется иностранными гражданами и лицами без гражданства, подлежащими административному выдворению за пределы России, депортации или реадмиссии, а в перечень мест принудительного содержания включаются специальные учреждения Федеральной миграционной службы (ФМС), предназначенные для содержания таких граждан. В заключении комитета написано, что законопроект обеспечит дополнительные гарантии соблюдения прав иностранных граждан и лиц без гражданства. Правительство в официальном отзыве законопроект поддерживает.

Раньше проверка таких центров была закреплена за МВД, теперь этим занимается ФМС, поэтому закон нуждался в исправлении и летом на это обратили внимание сотрудники общественных организаций, рассказал «Ведомостям» Нилов. «Я получал письма о том, что туда привозят беременных, делают на содержании бизнес и в силу того, что туда никто не может прийти с проверкой, это лучшее место, чтобы закрыть иностранца», - поясняет эсер Дмитрий Гудков, внесший в июне альтернативную версию законопроекта.

Центры для неграждан сейчас выпадают из юрисдикции общественного контроля, считает член московской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Валерий Борщев. Наблюдателей туда не пускают, так как правовое определение центров размыто и они не считаются местами принудительного содержания, объясняет он: «При этом они нуждаются в контроле, там происходят массовые нарушения прав человека». После передачи в ФМС центры выпали из правового поля, а ФМС получила не свойственные ей функции, говорит член ОНК Москвы Александр Куликовский: «Есть целый свод правил о том, как должен содержаться человек под стражей: должен быть прокурорский надзор, розетки в следственном изоляторе. Но в таких центрах правил нет, нет даже нормативной базы, которая регулировала бы медицинское обеспечение». По мнению правозащитника, эта инициатива нужна, но необходимо менять работу центров глобально: «Не прописан срок, на который человек может быть задержан в таком пункте, некоторые проводят там по два года».