«Исламское государство» заменило «Аль-Каиду» в качестве лидера глобального терроризма

Nasser Nasser/ AP

В ноябре в результате действий радикальных исламистов по всему миру погибли 5042 человека, говорится в отчете Международного центра по изучению радикализации и политического насилия (ICSR) при Королевском колледже в Лондоне. В общей сложности эксперты ICSR зарегистрировали 664 атаки в 14 странах, большинство погибших - мусульмане, выступающие против джихадистской идеологии. При этом более 4000 человек за этот месяц погибли от рук боевиков «Исламского государства» (ИГ), тогда как жертвами «Аль-Каиды» за весь 2013 год стали 3000 человек. «Становится ясно, что террористы и «Аль-Каида» - больше не одно и то же», - цитирует BBC директора ICSR Петера Нойманна. По его словам, 60% джихадистов не имеют никакой формальной связи с «Аль-Каидой», а новые группировки по своему составу сложнее и амбициознее.

По мнению экспертов ICSR, ИГ уже фактически заменило «Аль-Каиду» в качестве лидера глобального терроризма, причем различие между двумя группировками проявляется и в тактике проведения террористических атак. Если «Аль-Каида» использовала классические методы ведения борьбы, организовывая теракты в местах массового скопления людей, взрывая бомбы и захватывая заложников, то боевики ИГ более изощренны в своих приемах - например, они организуют массовые казни для устрашения, уничтожают религиозные и культурные артефакты врагов, подчеркивают исследователи.

Еще четыре года назад джихадистское движение было в упадке, Бен Ладен и его близкие соратники убиты, а большинство экспертов говорили о стратегическом поражении «Аль-Каиды», напоминает Джим Лоренс из Института по изучению войны (США). Но масштабы и амбиции «Исламского государства» совершенно другие и для борьбы с новой волной терроризма потребуются долгосрочные политические, идеологические и военные усилия, уверен эксперт. Многие жители Ближнего Востока надеялись на социальные изменения после «арабской весны», но нищета, неустроенность, социальная и культурная маргинализация наряду с общей необразованностью молодежи толкают их на поиски иных путей реформирования, считает Джессика Адамс из Йельского университета. Те, кто вступает в ряды ИГ, следуют собственному рецепту победы над несправедливостью: если «Аль-Каида» боролась с внешними врагами исламского мира, и в основном с Западом, то ИГ выступает за возвращение к чистому исламу, поэтому атаки чаще совершаются против мусульман, не желающих поддерживать эти идеи, считает Адамс.