Украинские сепаратисты заявили, что ошиблись, признав Крым частью Украины

Попытка сыграть в «хороших парней» не удалась, считают эксперты
Российский флаг над Крымом продолжает реять – несмотря ни на какие попытки сепаратистов поставить присоединение украинской территории под сомнение/ Д. Абрамов/ Ведомости

Самопровозглашенные Донецкая и Луганская республики заявили, что отзывают поправки в украинскую конституцию, в которых Крым и Севастополь были названы частью Украины – во избежание спекуляций и попыток украинской пропаганды сделать из этого политическое событие, передает Донецкое агентство новостей. По словам представителей «республик» в Минской контактной группе Дениса Пушилина и Владислава Дейнего, упоминание о Крыме как о части Украины появилось, потому что статус территорий, по минским соглашениям, должен быть определен поправками в конституцию Украины, а там Крым – часть Украины; содержательной нагрузки упоминание Крыма не несло.

Пушилин и Дейнего подчеркнули, что «ДНР» и «ЛНР» считают Крым российским и в идеале тоже хотели бы войти в состав России.

Собеседник «Ведомостей», близкий к администрации президента России, считает, что скандал с упоминанием Крыма был затеян сепаратистами намеренно – чтобы отвлечь внимание от других частей документа. «[Принадлежность Крыма] не самое важное. Принципиальный момент скорее в том, что в случае принятия поправок [лидеры «республик»] Александр Захарченко и Игорь Плотницкий автоматически продолжат занимать свои должности. Избиркомы не вернутся в подчинение Киева и назначаются местными властями, «ДНР» и «ЛНР» получат право формировать собственную, неподконтрольную Киеву милицию», – говорит он: за это Киеву предлагается отдать назначение судей и прокуроров.

Поправки вызвали серьезный негативный отклик в российском обществе, считает руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков: «Руководству республик пришлось выбирать – или давить на Киев с учетом сложной игры на опережение, или сохранить высокий уровень собственной поддержки в России».

На вопрос, не зайдут ли теперь в тупик переговоры о статусе Донбасса, Чеснаков ответил: «Нет. О Крыме не торговались. Они продемонстрировали лояльность, а Киев промолчал».

Украинский политолог Владимир Фесенко считает, что речь идет о тактической игре с Западом со стороны «ДНР» и «ЛНР» и части кремлевских чиновников, а именно «партии Суркова», занимающейся Донбассом. Упоминание Крыма как составной части Украины, пусть речь и идет о поправках от имени «ДНР» и «ЛНР», должно было показать, что сепаратисты занимают конструктивную переговорную позицию, поясняет эксперт: «Видите, даже согласны, что Крым – часть Украины». Но им противостоит «партия силовиков» и в Донецке, и в Москве, которые даже для тактических целей не готовы называть Крым украинским, продолжает Фесенко. Внутренней борьбой между этими группами и можно объяснить сначала появление, а затем отзыв этих поправок, полагает украинский политолог: «Не исключаю, что Суркову могли предъявить – что это ты делаешь? Мы присоединили, а ты допускаешь такую возможность?» По мнению Фесенко, и в администрации президента Украины Петра Порошенко, и в украинском МИДе эту тактическую игру сепаратистов и россиян прекрасно понимают.

Вряд ли спор вокруг Крыма сломает ситуацию, там много других проблем, говорит российский политолог Алексей Макаркин, например что должно быть раньше – предоставление особого статуса или проведение выборов: «Это важнее, чем казусная история с тем, чьи Крым и Севастополь». Россия показывает, что не может влиять на «ДНР» и «ЛНР», Крым включают в Украину, а Россия «как бы ни при чем», продолжает Макаркин: «Все понимают, что она контролирует эти регионы, но политологические заключения к законодательным актам не приложишь. Когда готовили документы, это и имели в виду – Россия ни при чем, Крым ее, а положение в документ вставляют, чтобы показать, что «республики» настроены благожелательно. Юридических же обязательств это не налагает: у «республик», которые не входят в Россию, свое мнение, у России – свое». Но эти игры – «давайте сыграем в хороших украинцев, выступающих за территориальную целостность и внеблоковый статус» – вошли в противоречие с настроениями в Крыму и на востоке Украины, поэтому были дезавуированы, считает политолог, но Украина успела получить аргумент, которым сможет пользоваться во время переговоров, а в «республиках» усилились опасения, что их сольют.