Западные журналисты надеются, что в работе МИД России станет меньше бюрократии

Директором департамента информации назначена Мария Захарова
Политика МИДа по отношению к западным журналистам в последние два года, особенно после майдана, стала «заметно строже и холоднее», чего не скрывают и сами российские дипломаты/ А. Махонин/ Ведомости

Новым директором департамента информации и печати МИД России назначена Мария Захарова, которая с 2011 г. являлась заместителем прежнего директора Александра Лукашевича, уехавшего работать постпредом при ОБСЕ. После окончания факультета международной журналистики МГИМО она работала в центральном аппарате МИДа, а в 2005–2008 гг. возглавляла пресс-службу постпреда России при ООН в Нью-Йорке. В последние несколько лет Захарова сопровождала министра Сергея Лаврова во всех его командировках, отвечала на оперативные запросы СМИ, часто выступала в теле- и радиопередачах. Именно ей МИД обязан активным выходом в социальные сети, где часто появляются комментарии, отличающиеся от стандартных заявлений ведомства большей эмоциональностью и резкостью. Это связано со спецификой языка и манеры общения в соцсетях и необходимостью «давать адекватный ответ» на выпады в адрес России, поясняла Захарова «РИА Новости».

Работа департамента будет корректироваться, сказала Захарова «Ведомостям»: «Нас очень слабо слышно за рубежом, это направление требует особой работы. Наша позиция не доходит до широкой общественности, ее приглушают, нужно плотнее работать с журналистами за рубежом». Революций не будет, будет «плавная подстройка с акцентом», резюмировала Захарова.

Уилл Стивенс
Пресс-атташе посольства США в РФ

Поздравления Марии Захаровой – первому в истории МИД РФ официальному представителю – женщине. Удачи тебе, Маша!

Пресс-секретарь – это человек, который не определяет политику ведомства, а транслирует позицию министра, напоминает один из западных дипломатов: «Мы не ожидаем серьезных изменений, но, естественно, у нее совсем иной стиль работы по сравнению с ее предшественником». Политика МИДа по отношению к западным журналистам в последние два года, особенно после майдана, стала «заметно строже и холоднее», чего не скрывают и сами российские дипломаты, сказал «Ведомостям» на условиях анонимности журналист одного из зарубежных СМИ, в частности, это выражается в процессе аккредитации, который теперь может длиться до трех месяцев. Это происходит непросто и во многих западных странах, однако в общении с пресс-службой российского МИДа намного больше бюрократии и назначение Захаровой – хороший сигнал, она готова бороться с бюрократией, считает собеседник: «Она умная и прогрессивная, но не очень любит западные СМИ». «В стране, где действительно трудно достать чиновников, ей можно отправить сообщение по sms или в Facebook, и в отличие от большинства ее коллег в МИДе, которые требуют прислать запрос на факс, она может дать комментарии, что очень полезно», – говорит журналист другого западного СМИ, пожелавший остаться неназванным.

Захарова оказалась на передовой в условиях начавшейся информационной войны и прославилась резкими высказываниями от имени МИДа в стилистике холодной войны, «которые вызывали воспоминания о Советском Союзе», полагает политолог Алексей Макаркин: «Лавров – переговорщик, а она – рупор: выражает позицию министерства в виде монолога, который будет достаточно резким. Это две стороны одной позиции. Потом, уже в ходе переговоров, что-то может быть сглажено».