Архангельские защитники прав ЛГБТ не хотят быть иностранными агентами

Они считают, что Минюст включил их в этот реестр с целью дискриминации
Организация по защите прав сексуальных меньшинств считает, что ее признали иностранным агентом в целях дискриминации
Организация по защите прав сексуальных меньшинств считает, что ее признали иностранным агентом в целях дискриминации / Dmitry Lovetsky / AP

Архангельская региональная общественная организация социально-психологической и правовой помощи лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерам «Ракурс» пожаловалась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) на закон об иностранных агентах. Об этом рассказала адвокат Ирина Хрунова, представляющая эту организацию в суде. НКО, внесенная в реестр организаций, исполняющих функции иностранного агента, в декабре 2014 г., жалуется на нарушение трех статей Европейской конвенции – о свободе выражения мнения, о свободе собраний и объединений, а также о запрещении дискриминации. Часть приведенных в жалобе доводов повторяют аргументы предыдущих заявителей, ссылавшихся на неопределенность понятия «политическая деятельность». Размытость этого термина позволяет государству бороться с публичной критикой работы своих институтов со стороны НКО. Но к ним добавляются и новые аргументы: ЛГБТ-активисты считают, что дополнительные ограничения в виде статуса иностранного агента были наложены на организацию из-за негативного отношения властей к ее задаче – защите прав сексуальных меньшинств. По мнению Хруновой, фактически речь идет о дискриминации по признаку сексуальной ориентации.

Сделка – не помеха

Конституционный суд не стал рассматривать жалобу оппозиционера Леонида Развозжаева на механизм сделки со следствием. Он жаловался, что осужден благодаря полученным с помощью сделки показаниям, но суд решил, что они не имеют заранее установленной силы и права Развозжаева не нарушены.

К настоящему моменту в ЕСПЧ находится более двух десятков жалоб на закон об агентах от организаций, занимающихся правозащитной и образовательной деятельностью, защитой экологии, знает руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. Первая коллективная жалоба от 11 организаций была подана в ЕСПЧ в 2013 г., вскоре после принятия закона. Еще более десяти (в числе заявителей была и сама «Агора») подали после того, как организации начали принудительно включать в реестр агентов. Но это первая жалоба от организации, занимающейся защитой сексуальных меньшинств. Чиков напоминает, что ранее ЕСПЧ уже признал факт дискриминации Россией ЛГБТ-активистов по жалобе Николая Алексеева на запрет гей-парадов. На сей раз речь идет о новом виде дискриминации, через закон об иностранных агентах.

«Жалоб от иностранных агентов в ЕСПЧ уже несколько десятков, и, на мой взгляд, ситуация даже перезрела, – говорит адвокат Сергей Голубок. – Суду наконец следует принять какое-то решение по этому поводу: либо коммуницировать жалобы, либо признать их неприемлемыми». Пока ситуация просто заморожена, констатирует эксперт: насколько известно, суд до сих пор не коммуницировал ни одно из этих обращений. Сам акт коммуникации еще ничего не означает, напоминает адвокат: до принятия решения потом может пройти еще несколько лет. В принципе, такие сроки рассмотрения дел обычны для ЕСПЧ, но в некоторых случаях они делают решение бессмысленным: может случиться так, что НКО-заявители просто ликвидируются, его не дождавшись. А отсутствие заявителя – основание для прекращения дела Европейским судом, рассуждает Голубок.

С учетом складывающейся сейчас международной ситуации высказанная ЕСПЧ позиция вряд ли сможет повлиять на государственную политику в отношении НКО, скорее она сработает как раздражающий фактор, предупреждает председатель комитета Госдумы по общественным объединениям Ярослав Нилов (ЛДПР). Депутат напоминает, что в последнее время и так достаточно часто звучат предложения о выходе из-под юрисдикции Евросуда.