«Карманных адвокатов» попросили ждать 24 часа

Это позволит бороться с адвокатами по назначению, которые действуют скорее в интересах следствия, а не подзащитного
Появление в этой ситуации адвоката по назначению раньше истечения 24-часового срока фактически лишает человека конституционного права на защиту избранным им адвокатом/ Д. Абрамов/ Ведомости

Назначенный следствием адвокат, прежде чем вступить в дело, обязан выяснить точное время фактического задержания своего будущего подзащитного и не принимать участия в каких-либо процессуальных действиях до истечения отведенного законом 24-часового срока для явки защитника, приглашенного самим обвиняемым (подозреваемым). Неисполнение этого правила будет считаться нарушением адвокатской этики, такие разъяснения опубликовал Совет адвокатской палаты Москвы.

Речь идет прежде всего о ситуации, которая складывается при задержании обвиняемого или подозреваемого, — по закону у него есть 24 часа на то, чтобы найти защитника, объясняет вице-президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. Но де-факто этот срок обычно еще меньше: известить родственников задержанного следователь обязан в течение 12 часов. При этом сам задержанный часто не знает, кто именно заключит соглашение о его защите (по УПК, это может сделать любой) и с кем оно будет заключено.

Появление в этой ситуации адвоката по назначению раньше истечения 24-часового срока фактически лишает человека конституционного права на защиту избранным им адвокатом, подчеркивает Резник. Он отмечает, что УПК устанавливает два срока, с которыми связывается право следователя назначить защитника, - по истечении 24-часового срока при аресте, а также по истечении пяти суток со дня заявления о приглашении защитника, в случае неявки адвоката по соглашению. 

В ходе расследования не исключены случаи злоупотребления и со стороны защиты, замечает Резник. Например, когда следователь должен предъявить обвинение, а адвокат не является либо вообще увольняется, а новому нужно время для ознакомления с делом, а следователь обязан предъявить обвинение в течение 10 дней. Но в первые сутки после задержания невозможно правом на защиту злоупотребить. «Поэтому мы уточнили: если речь идет о пятисуточном сроке, а обвиняемый не согласен с решением о назначении ему защитника, адвокат по назначению обязан такое решение поддержать, оформить соответствующее заявление и добиваться его рассмотрения следователем. И удалиться, если следователь не выносит постановления.»

Пренебрежение этими правилами влечет дисциплинарную ответственность, подчеркивает Резник. «Может быть, не уволим, но пропесочим — это точно», - обещает он.

Это очень хороший документ, радуется адвокат Мария Серновец. По ее словам, такие разъяснения направлены на борьбу с так называемыми «карманными адвокатами», которые действуют скорее в интересах следствия, а не своего подзащитного. Часто самые губительные для себя показания человек дает именно в первые часы после задержания, когда он растерян и не может воспользоваться помощью защитника. «В моей практике были случаи, когда следственные действия проводились ночью, при этом защитника вообще не давали вызвать, а потом под документами появлялась подпись адвоката по назначению, что он там якобы присутствовал», - вспоминает она.

В марте квалификационная комиссия Москвы усмотрела нарушения кодекса профессиональной этики в действиях адвоката Андрея Стебенева, назначенного следствием обвинявшейся в госизмене Светлане Давыдовой, - он отказался от обжалования помещения многодетной матери под арест, утверждая, что для обвинений подзащитной «имеются основания».