Статья опубликована в № 4127 от 29.07.2016 под заголовком: Таможню поделят ФСБ и ФНС

Таможню поделят ФСБ и ФНС

Новый директор таможенной службы Владимир Булавин займется кадрами и борьбой с коррупцией

В четверг состоялась отставка директора ФТС Андрея Бельянинова, распоряжение подписал председатель правительства Дмитрий Медведев. За два дня до этого в кабинете и загородном доме Бельянинова прошли обыски – по уголовному делу о контрабанде коллекционного коньяка. Сам Бельянинов ни в чем не обвиняется, у него статус свидетеля, уверял пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков.

Новым директором ФТС назначен Владимир Булавин, указ о его освобождении от должности своего полномочного представителя в Северо-Западном федеральном округе президент подписал также в четверг. Булавину 62 года, он был первым заместителем директора ФСБ, руководил Национальным антитеррористическим комитетом, в Совете безопасности служил первым заместителем секретаря. В марте 2013 г. стал полпредом.

Новый таможенный кадровик

Булавин возьмет на себя силовую функцию таможни, говорит федеральный чиновник: он будет заниматься конкретно кадрами и зачисткой службы от коррупции. Основной задачей Булавина в ФТС будет наведение порядка, а не фискальная работа, подтверждает сотрудник спецслужб, новый директор скорее всего пришел в ФТС надолго.

Экономической линией таможни и всем администрированием займется Федеральная налоговая служба (ФНС), говорит федеральный чиновник. Контроль за информационными потоками таможни ФНС получила еще в январе, тогда же президент переподчинил ФТС Минфину – контролировать таможенные поступления.

Булавин хорошо знаком с работой таможни, вспоминают два консультанта таможенных органов. На посту полпреда он в том числе наводил порядок в таможенных органах Северо-Западного округа, рассказывают один из них и сотрудник таможенных органов. За два года его полпредства таможенный контроль в округе заметно усилился, стало больше проверок, подтверждает таможенный брокер. Выросло и количество скандальных и уголовных дел, вспоминает советник юрфирмы «Борениус» Сергей Федоров.

В ноябре 2013 г. в Санкт-Петербурге по подозрению в получении взятки была арестована замначальника отдела контроля таможенной стоимости Северо-Западного таможенного управления Светлана Путковская; в сентябре 2014 г. прокуратура возбудила уголовное дело в отношении замначальника по работе с кадрами Балтийской таможни.

Давление на таможню региона оказало и внедрение системы АСК-НДС. По всей стране доля (по сумме) окончательных отказов в возмещении НДС выросла на 37,7%, а в Санкт-Петербурге, свидетельствуют данные ФНС, бизнес стал заявлять к возмещению из бюджета на 66% меньше, фактические возмещения сократились, а отказы (по сумме) выросли в 2,5 раза.

Навести порядок в регионе у Булавина не получилось, считает другой федеральный чиновник, слишком много скандалов, а последний, связанный с портом «Бронка», который и привел к событиям вторника, – это как раз Балтийская таможня.

Таможня – это контроль

Работа по совместному администрированию у ФНС и ФТС уже идет. Например, налоговые инспекции могут систематизировать случаи нарушений и выносить их на обсуждение общих комиссий таможенников и налоговиков, рассказывает федеральный чиновник, а они уже решат, насколько такие случаи распространены. Также ФНС и ФТС обмениваются данными о доходах, которые переведены за рубеж, чтобы определить, нужно ли включать роялти в таможенную стоимость, продолжает он.

По отдельным отраслям можно ввести индикаторы риска, приводит пример чиновник: если товар ввозится не по прямому контракту – производитель один, а поставщик другой. Но в борьбе с заниженной таможенной стоимостью или поддельными грузовыми таможенными декларациями только единая система не поможет, предупреждает он. Без серьезных преобразований кардинально изменить работу таможни не удастся, согласна советник DLA Piper Вильгельмина Шавшина.

Чего хочет бизнес

Еще одна задача нового руководства ФТС – комфортные условия для бизнеса. В рейтинге Doing Business самое слабое место – международная торговля (документация на экспорт и импорт). В 2016 г. Россия опустилась со 155-го на 170-е место – ниже не бывало.

Правительство не раз поручало ФТС оптимизировать процедуры и снизить логистические издержки компаний. Например, ввести автоматическую регистрацию электронной декларации, ускорить выдачу электронной цифровой подписи. Пока автоматическая регистрация применяется лишь для экспорта, для импорта процедура введена с декабря 2015 г. только на 12 постах. Также нужно создать электронную платформу, чтобы все платежи и документы шли через нее, говорит чиновник финансово-экономического блока. Иначе при разгрузке одного судна приходится готовить до 50 000 документов, рассказывает сотрудник международной компании.

Проверить один контейнер в инспекционно-досмотровом комплексе стоит 300 евро, говорит топ-менеджер международной компании, еще от 15 000 до 150 000 руб. в день стоит аренда склада, где хранятся товары. На оформление всех документов и досмотр грузов уходит 10–14 дней, рассказывает он. По рейтингу Doing Business в странах ОЭСР на оформление документов уходит не больше 5 часов и $36, а в России – 43 часа и $500. Таможенный контроль российским экспортерам обходится в $1125.

Еще одна проблема – широкое применение требований специальной экспертизы на определенных таможенных постах, рассказывает Шавшина: под ограничение мест декларирования часто подпадают и неподакцизные товары, например цветы или шины, а это дополнительные издержки.

Главное – создать нормальные условия для легального рынка, призывает эксперт АСИ Марина Лякишева: разрешать совершать такие платежи уже после выпуска и не удерживать грузы.

В подготовке статьи участвовали Дмитрий Горшенин и Алексей Никольский

Larix
07:25 29.07.2016
Как бэ глядя со своей колокольни и некотором опыте ВЭД опасаюсь, что сведётся всё опять к дальнейшему ужесточению контроля над деятельностью участников ВЭД с целью пополнения бюджета. Таможня - тяжёлый и неповоротливый орган власти (впрочем, как и многие другие гос органы). И проблема не сколько в коррупции, сколько в бюрократизации - есть инструкция, шаг влево, шаг вправо - ни в коему случае. И попасть на деньги тут проще простого. Моё субъективное мнение - таможня должна быть (как и впрочем остальные гос органы) для участников ВЭД. А сейчас всё наоборот - каждая гос контора имеет свои требования и нужно прикладывать немало усилий, что бы все эти требования соблюсти, бумажки предоставить и проч. Звучат заявления о том, что "нужно сделать жизнь участников ВЭД легче", а по факту бумажек всё больше и больше. Кстати, думаю, что если вместо слова ВЭД поставить "налоги" или просто "бизнес" - текстовка мало изменится.
20
Комментировать