Статья опубликована в № 4143 от 22.08.2016 под заголовком: Экономный миллиардер

Дональд Трамп экономит на президентских выборах

Кандидат-миллиардер потратил на кампанию в три раза меньше своего конкурента Хиллари Клинтон

Кандидат в президенты США от республиканской партии, миллиардер Дональд Трамп тратит на свою предвыборную кампанию в 3,5 раза меньше, чем его конкурент-демократ Хиллари Клинтон, следует из опубликованного в субботу доклада федеральной избирательной комиссии США. С начала кампании расходы Трампа составили $89,5 млн против $319 млн у Клинтон, при этом в июле штаб республиканца собрал на выборы $37 млн и потратил $18,5 млн, а команда Клинтон привлекла $52 млн и израсходовала $38,2 млн. Правда, в августе затраты Трампа должны существенно возрасти: предвыборная кампания выходит на финишную прямую (голосование состоится 8 ноября), к тому же кандидат от республиканцев две недели назад запустил рекламную кампанию на телевидении, потратив на нее только за первую неделю $5 млн. Клинтон начала работу с телерекламой два месяца назад, уже потратив на нее более $60 млн, кроме того, у нее гораздо выше организационные расходы: в предвыборном штабе демократов занято 700 человек – в 10 раз больше, чем у Трампа. «Трамп убежден, что ему не нужно платить за стандартные инструменты предвыборной кампании, что и объясняет огромный контраст в затратах кандидатов: миллиардер предпочитает доставать своих избирателей через социальные медиа и освещение своих шумных выступлений», – комментирует ситуацию американская The Washington Post.

Трамп, начав участвовать в прай­мериз, не ожидал, что предвыборная кампания такая дорогая, а теперь из-за его риторики в кампанию не хотят вкладываться многие республиканские доноры, считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктория Журавлева: «Рейтинги Трампа уже месяц как падают, поэтому он и перешел на телерекламу, а до этого бесконечно писал в Twitter и делал ставку на свою харизму, поездки по стране и встречи с избирателями». Между тем фандрайзинг является полноценной частью предвыборной кампании, подчеркивает эксперт: Трамп изначально работал на белых представителей среднего класса и ниже (синих воротничков) и в его кассе много небольших пожертвований от обычных избирателей, в то время как Клинтон основную часть средств получает от крупных бизнесменов. «Трамп проводит кампанию против элиты, а небольшие пожертвования от обычных людей показывает как признак своей массовой популярности. Клинтон тоже пытается показать, что она ближе к народу, но чем дальше будет заходить предвыборная кампания, тем больше будет подключаться крупный бизнес, чтобы помочь Клинтон сделать Белый дом неприступным для Трампа. Правда, Трамп может сам себя погубить: он может менять начальников своего предвыборного штаба, но себя-то менять не намерен», – резюмирует Журавлева.