Борьба с излишними проверками бизнеса привела к их росту в полтора раза

Ситуацию сможет исправить копирование зарубежного опыта
Цель реформы – переориентировать контрольно-надзорную деятельность на систему предотвращения рисков/ Денис Абрамов / Ведомости

После внедрения риск-ориентиро­ванного подхода при организации государственного контроля число проверок малого и среднего бизнеса не сократилось, а выросло. Об этом сообщил начальник управления Генпрокуратуры по надзору за соблюдением прав предпринимателей Алексей Пухов на конференции «Деловой России». По его словам, только введение в этом году моратория на проведение плановых проверок малого бизнеса позволило «снять накал» и исключить из плана проверок на 2019 г. 250 000 контрольных мероприятий (из них 20 000 – только в Москве).

По данным Генпрокуратуры, ввиду завершения трехлетних «надзорных каникул» для малого бизнеса общее количество предложенных контролерами проверок увеличилось более чем в полтора раза и составило 690 000 проверок (в 2018 г. их предлагалось провести 412 000).

Внедрение риск-ориентирован­ного подхода предусмотрено планом реформы контрольно-надзорной деятельности, которую правительство утвердило в 2016 г. Цель реформы – переориентировать контрольно-надзорную деятельность на систему предотвращения рисков. Это означает, что проверять должны только объекты, где риски возникновения вреда велики. Однако органы контроля установили настолько широкие категории рисков, что количество предлагаемых проверок только увеличилось, констатировал прокурор. А ведь под контроль прокуратуры попадают далеко не все контрольные мероприятия, напомнил он: например, внеплановые проверки согласовывают с надзорным ведомством примерно в 3% случаев. Без согласования проводятся проверки исполнения ранее выданных предписаний, за рамками прокурорского надзора остается контроль в налоговой, таможенной и банковской сферах.

«Мы предупреждали, что это произойдет», – говорит руководитель Экспертного центра при уполномоченном при президенте по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович. По ее словам, проблема в том, что при оценке рисков ведомства продолжали опираться на избыточные требования, которые давно устарели, но представляют собой практически неразрушимый массив. Сейчас это вроде бы уже понимают – отсюда идея «регуляторной гильотины», которая должна отсечь все лишние требования, напоминает она: «Кажется, нам удалось убедить Минэкономразвития в том, что единственный действительно верный подход – это позаимствовать у кого-нибудь действительно эффективную систему требований. И сейчас идет работа над тем, чтобы требования, которые применяются в Канаде, Великобритании и Австралии, начали работать в ресторанном бизнесе».