ЕС может предоставить Великобритании годовую отсрочку

Тереза Мэй попросила отложить Brexit на три месяца
Francois Lenoir / Reuters

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй попросила ЕС перенести дату выхода страны из блока на 30 июня, чтобы у нее было время договориться с парламентом о новом соглашении. Свое обращение она направила 5 апреля председателю Европейского совета Дональду Туску.

Великобритания не собирается участвовать в выборах в Европарламент 23 мая и постарается покинуть блок до этой даты, отметила Мэй. Но если этого не произойдет, стране придется принять участие в выборах, поэтому правительство пока будет вести подготовку к ним.

Именно из-за этих выборов ЕС в конце марта согласился перенести Brexit на 22 мая при условии, что британский парламент одобрит соглашение, о котором Мэй договорилась с Брюсселем. В противном случае страна должна предоставить новый план до 12 апреля – это последний день, когда можно подать заявку на участие в выборах. Иначе ей грозит жесткий Brexit, то есть выход из ЕС без соглашения.

Что думают в ЕС

Туск предложил дать отсрочку на год с возможностью сократить ее, когда парламент одобрит соглашение о Brexit. «Даже если это не окажется возможным, у Великобритании будет достаточно времени, чтобы пересмотреть свою стратегию Brexit», – приводит Financial Times слова Туска со ссылкой на высокопоставленного чиновника. «Короткая отсрочка, если возможно, и долгая, если необходимо, – добавил этот чиновник. – Это выглядит хорошим сценарием для обеих сторон, поскольку даст Великобритании необходимую гибкость и избавит [нас] от необходимости встречаться каждые несколько недель для обсуждения новых отсрочек Brexit».

Для переноса даты Brexit необходимо единогласное согласие всех стран ЕС.

Более длительная отсрочка вызывает немало вопросов и в Лондоне, и в ЕС. В Великобритании сторонники Brexit опасаются, что она даст шанс парламентариям-еврофилам вовсе остановить процесс выхода. Президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что ЕС не может себе позволить оставаться заложником не могущих договориться друг с другом британских политиков, поэтому Лондону не стоит воспринимать длительную отсрочку «как данность». Близкий к президенту чиновник сказал Reuters, что сначала Великобритания должна представить четкий план, который оправдал бы продление срока выхода.

С Макроном не согласна канцлер Германии Ангела Меркель, которая готова дать Великобритании больше времени, пишет FT. Ее позицию поддержал премьер крупнейшей немецкой земли Северный Рейн – Вестфалия Армин Лашет. «Чем дольше, тем лучше, – написал он в Twitter про возможность отсрочки. – Это означает, что британцы также примут участие в европейских выборах».

Британский парламент трижды отклонил план Мэй, который она согласовала с Брюсселем. Поэтому на этой неделе премьер заявила, что проведет переговоры с оппозиционной лейбористской партией с целью найти вариант, который бы нашел поддержку в парламенте. Представители Мэй и лейбористов проведут в пятницу третий день переговоров, но до сих пор им не удалось найти точки соприкосновения.

Бизнес на военном положении

На фоне политического кризиса британские компании, опасаясь жесткого Brexit, «накапливают запасы, как во время войны», пишет The Wall Street Journal. Они боятся разрыва цепочек поставок, которые сложились за почти полвека пребывания страны в ЕС. По данным IHS Markit, в марте запасы на складах сырья, импортных компонентов, запчастей для автомобилей и самолетов, упаковочных материалов росли в Великобритании самыми быстрыми темпами среди всех промышленно развитых стран с 1992 г., когда стали собираться соответствующие данные. Запасы готовой продукции также росли рекордными темпами. Значительная часть компонентов для британских товаров, как продающихся на местном рынке, так и идущих на экспорт, закупается в странах ЕС, и компании боятся, что рост пошлин, задержки поставок из-за очередей на границе и оформления дополнительных документов приведут к перебоям.

У Stannah Group из Гэмпшира на складе сейчас находится продукции на 0,5 млн фунтов ($0,6 млн), включая 750 кресельных подъемников, хотя обычно компания держит около 100. Возможные задержки на границе – лишь часть проблемы, другая – регулирующие нормы и производственные стандарты, которые в ЕС унифицированы, сказал WSJ управляющий директор Джон Стэнна.

Airbus, которая в Великобритании производит большую часть крыльев для своих самолетов, дала указание поставщикам сформировать дополнительные запасы на месяц. Компания и сама накапливает продукцию на складах в Великобритании и других странах ЕС. Аэропорт «Хитроу» увеличил запасы частей для механического оборудования, а также резиновых перчаток и других вещей, использующихся в зоне предполетного контроля.

Brexit создает проблемы компаниям не только в Великобритании. По данным IHS Markit, запасы быстро растут также в Ирландии, имеющей с ней тесные экономические связи. В Германии Adidas стала разделять систему поставок на британское и континентальное направления. BMW зарезервировала место на тяжелом транспортном самолете, чтобы доставлять запчасти в обход пробок в Ла-Манше.