Первый день голосования по Конституции может обернуться уголовными делами

Двойное голосование показывает недостатки системы, но само по себе нарушает закон, указывают эксперты
TASS

25 июня стартовало общероссийское голосование по поправкам в Конституцию. Оно продлится семь дней – по 1 июля включительно. Это не досрочное, а обычное голосование, подчеркнула председатель Центризбиркома (ЦИК) Элла Памфилова (досрочное голосование в труднодоступных местностях и на судах проходило с 10 июня, и, по последним данным, в нем приняло участие 86 549 человек). Растянутую во времени процедуру ЦИК объяснил стремлением не собирать сразу много людей на участках из-за эпидемии. Впрочем, как заверила вчера присутствующих в информцентре ЦИК глава Роспотребнадзора Анна Попова, эпидемиологическая ситуация в России явно стабилизируется: среднесуточный темп прироста заболевших составляет 1,3%, в то время как еще во второй половине марта он был на уровне 30%, напомнила она.

Кроме того, жители Москвы и Нижегородской области могут голосовать дистанционно: впервые такая возможность предоставляется не в порядке эксперимента (как это было на выборах в Мосгордуму 2019 г., когда электронное голосование было доступно в трех округах), а в масштабе целого региона. По данным ЦИК, было подано в общей сложности 1 215 926 заявлений на участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ), из них 1 075 488 поступило из Москвы и 140 438 – из Нижнего Новгорода. Включено в список было 1 051 155 заявок в Москве и 139 571 – в Нижегородской области. Часть заявок была отклонена из-за несовпадения данных в реестрах (сверка шла сразу по трем базам данных – портала госуслуг, mos.ru и ГАС «Выборы», рассказал «Ведомостям» член ЦИК Антон Лопатин).

Накануне старта голосования исследователь электоральной статистики Сергей Шпилькин обнаружил, что на некоторых московских участках число открепленных в связи с желанием проголосовать дистанционно граждан превышает общее количество избирателей, которое может быть закреплено за одним участком. Центром аномалии оказался Троицкий административный округ: например, на УИК № 3395 на выборах в Мосгордуму – 2019 было зарегистрировано 2365 избирателей, а по данным сайта izbirkom.ru, из списков участников общероссийского голосования там исключили 7296 человек. В ЦИК это объяснили особенностями процедуры уведомления об исключении избирателя из списков по месту регистрации – это происходит каждый раз, когда человек заявляет о намерении голосовать по месту пребывания либо дистанционно. Для того чтобы исключить возможность двойного голосования, «стоп-лист» на открепившихся с участков избирателей рассылают по всем адресам, где они могут быть приписаны, но данные одного человека в разных базах могут варьироваться, не исключена и ошибка оператора. В результате перед каждыми выборами открепившихся всегда бывает больше, чем прикрепившихся, напоминает руководитель Федерального центра информатизации при ЦИК Михаил Попов. В Троицком же округе из-за особенностей нумерации домов (там нет улиц, а есть только кварталы) пришлось отправлять очень много «стоп-листов» по большому количеству адресов – отсюда и резкий рост количества исключенных из списков.

1,2 млн

заявлений на участие в дистанционном электронном голосовании, по данным ЦИК, поступило от избирателей Москвы и Нижегородской области

Однако такие меры предосторожности не предотвратили случаев двойного голосования. Дважды проголосовать смог, например, ведущий телеканала «Дождь» Павел Лобков: сначала он получил бумажный бюллетень на избирательном участке № 141 в центре Москвы, а затем отдал голос еще раз уже с помощью электронного голосования на сайте mos.ru. Эксперт движения «Голос» Василий Вайсенберг не стал голосовать онлайн, но такую возможность тоже имел. Он рассказывает, что, когда пришел на свой участок, напротив его фамилии стояла пометка о том, что он голосует дистанционно. Он объяснил, что передумал и хочет бумажный бюллетень. Вайсенберга предупредили об ответственности за двойное голосование, но бюллетень выдали. А по правилам должны были отказать, напоминает он: «Если я передумал, то должен прийти на свой участок 1 июля, когда электронное голосование уже закончилось. Тогда у членов комиссии будет список людей, которые записались на ДЭГ, но не проголосовали, и комиссия будет точно знать, что избиратель проголосует только один раз».

Председатель Мосгоризбиркома Юрий Ермолов пообещал, что к членам избирательных комиссий, по ошибке выдавшим бюллетени в подобной ситуации, «примут дисциплинарные меры», а обе урны с некорректно выданными бюллетенями уже опечатаны.

В ЦИК случаи двойного голосования и даже попытки такового расценивают как провокацию. Списки на исключение участников ДЭГ во все территориальные комиссии были отправлены своевременно, заверил зампредседателя ЦИК Николай Булаев.

 Он пообещал разобраться с причинами, по которым они не дошли до участковых комиссий. Публикация Лобкова, по словам зампреда ЦИК, правильная и по ней будут приняты профилактические меры, однако самому журналисту следует готовиться к штрафным санкциям. Что касается Вайсенберга, то ему в связи с привлечением к административной ответственности грозит еще и исключение из состава ТИК, напомнил Булаев. И отказ от повторного голосования не будет принят в расчет: «Вайсенберг не имел права приходить на избирательный участок ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра, о чем он как член ТИК должен был знать. Если в его присутствии совершалось правонарушение, он обязан был его предотвратить. Он его не только не предотвратил, но сам участвовал».

Это уже не первый случай, когда член избиркома демонстрирует возможность двойного голосования: на выборах президента в 2018  г. житель подмосковного Одинцова и член ТИК района Митино от «Яблока» Павел Мельников смог проголосовать дважды: там, куда прикрепился, и на родном участке, где его не вычеркнули из списков. После этого он был оштрафован и исключен из состава комиссии. Сам Мельников настаивает, что это был избирательный эксперимент, который доказал, что система «Мобильный избиратель» дает возможность множественного голосования и фальсификаций.

Пресс-служба ГУ МВД по Москве сообщила, что полицейские уже возбудили дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.22 КоАПа (незаконная выдача и получение бюллетеня грозят штрафом в 30 000 руб.). Кроме того, проводится дополнительная проверка в отношении участников голосования, сказано в сообщении: «Синхронность их заявлений и широкое освещение в медиа позволяют предполагать о заранее спланированной акции по дискредитации голосования в Москве». Если это подтвердится, то речь может идти уже о возбуждении уголовного дела по статьям, предусматривающим ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня (ст. 142.2. УК), распространение фейковых новостей (ст. 207.1 УК) или даже хулиганство (ст. 213 УК).

Важно продемонстрировать ошибку и помочь ее выявить, но стараясь при этом самому не нарушать установленные правила, отмечает политолог Александр Пожалов. По его мнению, вполне корректной позицией было бы, проголосовав электронно, а потом придя на участок и получив бумажный бюллетень в нарушение процедуры, не опускать его в урну, а обратить на это внимание руководства избиркома, наблюдателей и журналистов. Тогда это не привело бы к «обнулению» уже поданных в эту урну голосов. В целом же, полагает эксперт, эта ситуация показывает, что напрасно разработчики электронного голосования – что в 2019, что в 2020 г. – не использовали полностью эстонский опыт совмещения офлайн- и электронных выборов, хотя активно на него ссылались. В Эстонии электронное голосование проводится только досрочно, напоминает Пожалов, при этом можно несколько раз изменить ранее поданный электронный голос (засчитываться будет последний), а в основной день голосования можно проголосовать только офлайн. Такая схема, вероятно, позволила бы избежать возникновения нынешних ситуаций, предполагает эксперт.

Член ЦИК Лопатин напоминает, что существует еще рабочая группа ЦИК, которая проводит анализ избирательных документов на предмет возможных фактов двойного голосования уже по окончании кампании.