Как Госдума переписывала Конституцию и меняла избирательное законодательство

Итогом весенней сессии стало оформление инициатив исполнительной власти, говорит эксперт
Максим Стулов / Ведомости

Нынешнему, седьмому созыву Госдумы осталось работать год – выборы планируется провести осенью 2021 г. Представители «Единой России» заявляли, что партия на следующих выборах хочет получить конституционное большинство. В ходе этой сессии Госдуме удалось избежать принятия поправки о досрочных выборах, несмотря на то что с такой инициативой в марте при обсуждении законопроекта о поправках в Конституцию выступил единоросс Александр Карелин. Резко против этой поправки с думской трибуны выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Тогда же еще одну поправку внесла единоросс Валентина Терешкова, предложившая обнулить президентские сроки Владимира Путина, чтобы он смог избираться на пост президента и в 2024 г. На заседание прибыл президент Владимир Путин, разрешивший интригу: одобрив поправку Терешковой, он заявил, что поскольку по досрочным выборам в парламенте нет консенсуса, то не видит в них необходимости.

Собеседники «Ведомостей», близкие к Кремлю, говорили, что на досрочных выборах настаивал внутриполитический блок Кремля, а председатель Госдумы Вячеслав Володин выступал против. Однако, несмотря на это, в администрации президента до сих пор обсуждается возможность досрочных выборов, говорят два собеседника, близких к администрации. На прошлой неделе председатель ЦИК Элла Памфилова выступила с предложением перенести единый день голосования с сентября на другое время.

Работа над поправками

Основная работа в эту сессию у депутатов была связана с внесением поправок в Конституцию. Еще год назад Володин несколько раз в своих выступлениях поднимал тему подобных изменений. Тогда собеседники «Ведомостей» в Госдуме и близкие к Кремлю говорили, что он готовит общественное мнение. В послании Федеральному собранию в январе Путин предложил, по сути, реформу госвласти. Уже через несколько дней президентский законопроект о поправке в Конституцию поступил в Госдуму. Была сформирована рабочая группа по подготовке поправок, в которую вошли общественные и культурные деятели, спортсмены, сенаторы и депутаты Госдумы от всех фракций.

312 законов

приняла Госдума в ходе весенней сессии

Основная работа по поправкам в Госдуме легла на комитет по госстроительству. Изначальный президентский законопроект был существенно изменен. Законопроект состоял из трех статей – самих поправок, процедур общероссийского голосования по поправкам и вступления поправок в силу. Поправки были внесены в шесть глав Конституции (за исключением глав 1, 2 и 9, изменение которых требовало особой процедуры и созыва Конституционного собрания). Среди поправок – запрет на зарубежное гражданство и на владение иностранными счетами для чиновников, судей, депутатов и сенаторов. Президентская квота в Совете Федерации увеличилась с 17 до 30 человек, причем семь из этих сенаторов могут быть назначены пожизненно. У Совета Федерации забрали полномочия по назначению генпрокурора, оставив лишь право консультаций по этому вопросу. Изменились полномочия и у самой Госдумы – теперь она утверждает представленную президентом кандидатуру премьера и внесенные премьером кандидатуры вице-премьеров и гражданских министров. В Конституции появился Госсовет, а президент стал осуществлять общее руководство правительством. Часть поправок были идеологическими – это запрет на отчуждение территории России, дети как приоритет госполитики, появление в Конституции упоминания Бога. Ключевой же поправкой стала внесенная с голоса перед вторым чтением поправка Терешковой об обнулении президентских сроков.

Выборы по-новому

Следствием внесения поправок в Конституцию стало изменение избирательного законодательства. Поскольку поправки в Конституцию россияне должны были одобрить на общероссийском голосовании, то в законодательство внесли изменения, которые бы позволили его провести. Эта процедура не регулировалась так строго, как проведение выборов и референдумов. В итоге некоторые новшества, опробованные на голосовании по поправкам, вошли и в избирательное законодательство. Часть поправок была внесена еще до общероссийского голосования из-за сложной санитарно-эпидемиологической обстановки, а ключевые поправки Госдума приняла в последнюю неделю этой сессии. В мае были приняты поправки, которые позволили россиянам участвовать в выборах и референдумах дистанционно – с помощью электронного голосования или по почте. Июльские же поправки оказались радикальнее – они узаконили трехдневное голосование на выборах (голосование по поправкам длилось неделю) и запретили участие в региональных и муниципальных выборах наблюдателям из других регионов.

Майские поправки перед вторым чтением появились в законопроекте, который предусматривал возможность сбора подписей избирателей в поддержку кандидата через портал госуслуг. Инициативы о трехдневном голосовании и наблюдателях были добавлены в законопроект 2012 г., который позволял партиям отзывать своих членов избиркомов, – он был внесен тогдашним президентом Дмитрием Медведевым и принят в первом чтении в 2012 г. Поправки депутаты от «Единой России» внесли за день до второго чтения, что оппозиционные депутаты сочли изменением концепции законопроекта. Ранее Володин критиковал правительство за внесение ко второму чтению поправок, которые меняют суть законопроекта.

Чем еще отличилась Госдума

В эту сессию депутатам пришлось принимать пакет законов, одна часть которых касалась мер поддержки экономики и граждан в период пандемии коронавируса, а другая – административной и уголовной ответственности за нарушение карантина и фейкньюс о коронавирусе. В начале июля Володин говорил, что 35 депутатов переболели коронавирусом или уже имеют антитела. Для журналистов посещение Госдумы было запрещено почти четыре месяца, пленарные заседания, число которых сократилось, транслировались онлайн.

Еще одной особенностью нынешней сессии стал уход нескольких ключевых депутатов в исполнительную власть. После январской смены правительства на должности заместителей руководителя аппарата правительства ушли председатель комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин («Справедливая Россия») и депутат Александр Грибов («Единая Россия»), а на должность замминистра труда – Ольга Баталина («Единая Россия»). Депутат Олег Николаев («Справедливая Россия») стал врио губернатора Чувашии, а Михаил Дегтярев (ЛДПР) на этой неделе был назначен врио главы Хабаровского края. Россотрудничество возглавил депутат Госдумы Евгений Примаков («Единая Россия»).

В следующую сессию Госдуме предстоит работать над законопроектами в развитие поправок в Конституцию. Изменений потребует около 100 федеральных и конституционных законов, говорил глава комитета по госстроительству Павел Крашенинников: «Новых законов будет не так много: закон о культуре, законы о Госсовете и о федеральных территориях».

Работа Госдумы в эту сессию была реактивной, текущую работу пришлось отложить, нужно было делать то, что диктовала повестка – пандемия, Конституция и т. д., говорит президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов: «Мобилизация власти в первом полугодии была высокая, но для Думы сессия носила технический характер, где трудно было себя проявить. Попытки Володина в последний день сессии, когда был отчет премьера Михаила Мишустина перед парламентом, вызвать министров по очереди на ковер – это своего рода претензия напомнить о субъектности Госдумы, поскольку в ходе сессии для этого не было поводов». В следующую сессию Госдума будет действовать так, как велит конъюнктура, попытка позиционировать себя как подчеркнутый антипод «взбесившемуся принтеру» захлебнулась уже давно, готовность Думы быстро принимать спорные законопроекты остается по-прежнему высокой, считает Виноградов: «Особых ожиданий от следующей сессии нет. Госдума будет идти по повестке, но продолжит пытаться создавать поводы, чтобы напоминать о притязаниях на субъектность».

Разговоры о досрочных выборах, которые до сих пор продолжаются, будут создавать невротичность у депутатов, полагает Виноградов: «Это решение будет зависеть не от них. Но им важно будет делать вид, что такой перспективы нет. При этом им надо будет демонстрировать публичность, поскольку эта сессия давала для этого не слишком много поводов, так как пришлось скорее оформлять решения исполнительной власти, чем быть двигателем народных интересов. Но это тоже скорее касается отдельных депутатов, прежде всего одномандатников. Партии же будут заботиться о своем выживании скорее в коридорах исполнительной власти, нежели использовать для этого думскую трибуну, тем более что интерес к думской работе сложно назвать зашкаливающим».