Как «Единая Россия» и КПРФ готовятся к выборам в Госдуму

Эксперты оценили работу региональных отделений партии
Пока у «Единой России» все идет инерционно – губернаторы всегда были во главе списков/ Андрей Гордеев / Ведомости

«Единая Россия» вновь стала опираться на губернаторов, что может иметь неоднозначные последствия, а КПРФ пытается обновиться, но этот процесс в регионах идет зачастую формально. Об этом говорится в докладе фонда «Либеральная миссия», в котором они оценили готовность двух партий к выборам в Госдуму. В исследовании проанализирован персональный состав руководства региональных отделений «Единой России» и КПРФ в преддверии выборов. По мнению экспертов, это во многом определяет предвыборную стратегию партий, если смотреть на опыт прошлых лет.

Партия власти

Перед выборами с точки зрения кадровой политики «Единой России» можно говорить о крене на административную мобилизацию и усилении опоры на губернаторов, что является традиционной стратегией. Новым является не столько курс на публичную роль глав регионов в кампаниях, сколько на то, что они управляют отделениями партии, что снижает влияние партийной номенклатуры и на состав кандидатов, и на саму думскую кампанию.

При этом растет роль региональных кураторов внутренней политики, считают эксперты. Усиление роли губернаторов необходимо, чтобы партия использовала их личный рейтинг – за счет обновления губернаторского корпуса есть запас позитивных ожиданий. Это же позволяет усилить административную мобилизацию при помощи исполнительной власти и опираться на косвенную агитацию в ходе кампании.

Значительная часть губернаторов, назначенных в 2016–2020 гг., были беспартийными, и свои кампании они вели, дистанцируясь от «Единой России». Однако в 2019 г. вернулась практика назначения губернаторов главами региональных отделений партии, от которой отказались в 2012 г. Сейчас 25 региональных отделений «Единой России» возглавляют губернаторы. А на выборах региональных парламентов в последние годы во многих регионах губернаторы возглавляли списки партии. Эксперты сомневаются в том, что стратегия избрания губернаторов руководителями региональных отделений будет эффективной – де-факто именно губернаторы и так были публичными лицами избирательных кампаний «Единой России» с 2003 г. Новые губернаторы формируют под себя новые элиты, а не действуют с помощью компромиссов и выстраивания коалиций, а это приводит к конфликтам.

Пока у «Единой России» все идет инерционно – губернаторы всегда были во главе списков, отмечает автор исследования – политолог Александр Кынев: «Главная проблема в том, что перекос на административную составляющую, который возможен из-за того, что губернаторы возглавили парторганизации, чреват рисками того, что вертикаль будет вести себя жестче, начиная от регистрации кандидатов и заканчивая возможными манипуляциями на выборах. В условиях политизации это игры с огнем».

Назначение губернаторов секретарями усиливает позиции региональных отделений, говорит замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Перминов: «Как будет складываться политическая конструкция на выборах, пока рано говорить, потому что итоговые списки будут определяться по итогам праймериз съездом партии».

Основная проблема «Единой России» в том, что за ней тянется хвост непопулярных социальных реформ, говорит политолог Екатерина Курбангалеева: «Еще одна проблема, что есть растущее раздражение общества в отношении власти, а партия ассоциируется именно с властью».

Среди плюсов она отмечает внутреннюю оргструктуру, партийную вертикаль и дисциплину, а также реальное желание обновиться: «Правда, в большей мере обновление происходит на местном уровне и уровне региона, как получится обновить кадры на выборах в Госдуму – посмотрим». Ставка на губернаторов в ходе избирательной кампании будет реализована, считает эксперт: «Понятно, что в большинстве регионов губернаторы – авторитетные фигуры, и партия хочет воспользоваться их популярностью. Учитывая собственные не самые высокие рейтинги, единороссы наверняка будут гибче при выстраивании отношений с регионами».

Красная партия

КПРФ обладает самой развитой и устойчивой партийной сетью, это партия в классическом понимании с ее иерархической структурой, карьерными путями и механизмами согласования решений. Однако на федеральном уровне ситуация отличается тем, что руководство не меняется годами и проводятся партийные чистки неугодных конкурентов. В 2012–2017 гг. результаты КПРФ на региональных выборах повсеместно ухудшались. Улучшение началось лишь на фоне пенсионной реформы 2018 г.

После 2016 г. ускорился процесс кадрового обновления состава региональных отделений партии. Самыми успешными были избирательные кампании в регионах, где кадровое обновление было наиболее выраженным: Хакасия, Приморский край, Владимирская, Ивановская, Ульяновская области. Сейчас в 22 регионах первые секретари обкомов родились в 1970 г. и позже. «Старожилы» – в 21 регионе. Еще в 31 регионе – те, кто занял пост в 2005–2015 гг. или позднее, но по возрасту относится к старому партийному активу. То есть, несмотря на существенное омоложение, в ряде крупных регионов остро стоит проблема обновления как отделений, так и модернизации проведения избирательных кампаний, говорится в докладе. Обновление же во многом сдерживается опасениями утраты контроля над партией со стороны федерального руководства КПРФ.

В КПРФ есть некая база для внутреннего конфликта, а обновление отделений зачастую носит поверхностный характер – когда новый первый секретарь на год моложе предыдущего, говорит Кынев: «Успешными у КПРФ были кампании там, где были новые секретари, которые радикальнее, чем федеральное руководство». Если этих людей убрать, то партия может потерять голоса, добавляет эксперт.

«Управляемость в партии высокая, мы внимательно относимся к рекомендациям первичных отделений, сейчас региональные отделения помогают формировать списки на выборах в Госдуму», – сказал зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин, добавив, что если принимается решение, то оно жестко проводится и исполняется. Что же касается руководства отделений, то за последние 10 лет в двух третях регионов сменились первые секретари, отметил Афонин: «Никто ничего не тормозит – молодые кадры выросли, и они активно продвигаются».

По словам Курбангалеевой, у КПРФ действительно сложно идет обновление, хотя их идеология по-прежнему может привлекать молодежь: «А кроме того, у них дряхлеет политическая воля, потому что там, где они могут взять власть, они пугаются. Ощущение, что они в ситуации полумер, полуходов и полуинициатив». Среди плюсов КПРФ она отмечает понятную идеологию и твердое электоральное ядро. По ее словам, сейчас КПРФ нужно актуализировать свою повестку, менять язык коммуникаций, больше внимания уделять социальной повестке и бороться за власть.