Белоруссия начинает выход из соглашений с ЕС в ответ на санкции

Это может нанести символический ущерб Евросоюзу
Политолог Андрей Суздальцев считает, что меры, объявленные МИДом, – это личная эмоциональная реакция Лукашенко на новые санкции ЕС/ Pool Photo via AP

Белоруссия в ответ на санкции ЕС начинает выход из белорусско-европейских соглашений в различных сферах, следует из опубликованного 28 июня заявления МИДа республики. За последние две недели ЕС ввел санкции против Белоруссии после посадки самолета авиакомпании Ryanair в Минске и задержания бывшего редактора сайта NEXTA Романа Протасевича с его подругой Софьей Сапегой.

Соглашение о реадмиссии, заключенное ЕС и Белоруссией в январе 2020 г., предусматривало обратный прием двумя сторонами на свою территорию собственных граждан, граждан третьих государств и лиц без гражданства, которые не соответствуют либо перестали соответствовать критериям легального проживания на территориях друг друга, при этом Белоруссия получала двухлетнюю отсрочку по введению этого соглашения в силу. В пакете с этим документом было подписано соглашение об облегчении визового режима. Визовый сбор был снижен с 80 до 35 евро, расширен круг лиц, которым могут быть выданы многолетние визы, и сокращен срок выдачи – эти меры вступили в силу с 1 июля 2020 г.

Кроме того, Белоруссия отзывает своего представителя в ЕС, предлагает покинуть Минск представителю Евросоюза и приостанавливает свое участие в программе ЕС «Восточное партнерство» (долгосрочная программа по развитию гуманитарных, политических и экономических связей с Белоруссией, Украиной, Молдавией и странами Закавказья. – «Ведомости»).

Как отмечается в заявлении МИДа, «вынужденная приостановка действия соглашения (о реадмиссии) негативно скажется на взаимодействии с Евросоюзом в сфере борьбы с нелегальной миграцией и организованной преступностью».

Политолог Андрей Суздальцев считает, что меры, объявленные МИДом, – это личная эмоциональная реакция Лукашенко на новые санкции ЕС. Он считает, что, несмотря на массированную пропагандистскую кампанию в стране о вреде этих санкций для экономики Белоруссии, реальный эффект от них будет незначителен. ЕС, говорит Суздальцев, сознательно оставил в санкционных ограничениях много белых пятен. Технически выход из соглашения серьезно ограничивает возможности республики по ведению переговоров с Европой, однако Лукашенко надеется на то, что в ответ на это ЕС пойдет на уступки или как минимум вступит с ним в прямой диалог. Еще один получатель этого сообщения, по мнению политолога, – это российское руководство. Жесткая риторика в отношении ЕС должна помочь Лукашенко, в его представлении, получить новые кредиты от Кремля, убежден Суздальцев.

По словам программного директора Российского совета по международным делам Ивана Тимофеева, выход Белоруссии из «Восточного партнерства» вполне закономерен. «ЕС пошел на серьезную эскалацию, введя секторальные санкции и санкции против ряда белорусских компаний. У Минска мало возможностей ответить экономически, но политически – вполне можно», – отмечает Тимофеев. Как отмечает эксперт, выход Белоруссии из программы и других соглашений с ЕС может нанести определенный ущерб и самому Евросоюзу. Для Брюсселя, поясняет Тимофеев, «Восточное партнерство» – это механизм мягкой силы, который всячески им продвигается. Выход Белоруссии демонстрирует, что программа больше не универсальна. А это, подчеркивает эксперт, «символически нехороший сигнал», который будет чувствителен для ЕС.